Урок истории, литературы, родного и иностранного языка
В науке существуют различные точки зрения на возможность применения компьютеров в гуманитарной области. Одни ученые считают, что это может привести к дегуманизации образования, и предлагают ограничить область применения компьютеров сферой предметов естественно-математического цикла. При этом высказывается точка зрения, что именно гуманитарные предметы должны выступать своего рода защитой человека от ЭВМ. Другие утверждают, что разумное использование компьютеров в школьном гуманитарном образовании может дать положительные результаты, иногда даже более эффективные, чем при традиционной методике обучения.
Оставив крайние точки зрения, рассмотрим возможности использования компьютера в качестве эффективного средства обучения на уроках истории, литературы, русского и иностранного языков и т. д.
Большинство методистов считают, что компьютер целесообразно применять лишь при условии хорошего программного обеспечения в случае действительной необходимости. Программы, применяемые в гуманитарном образовании, подразделяются на два основных вида: тренировочные и обучающие.[13]
Первые, предназначенные преимущественно для отработки и закрепления умений и навыков (хронологических, картографических, лингвистических и др.), не только предъявляют информацию (текст, график, дату, карту), но дают решение или правильный ответ. Существует точка зрения, что эти программы рассчитаны на детей с замедленным уровнем развития. В обычном классе они не целесообразны, так как имеют ограниченное педагогическое воздействие. Это подтверждает и зарубежный опыт.
Вторые направлены на реализацию знаний и умений на уровне требований предмета. Обучающие программы можно классифицировать так:
1. Демонстрационные, которые показывают запланированный ход того или иного явления, используя графические, цветовые, звуковые возможности компьютера.
2. Моделирующие, которые позволяют получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Например, учащиеся могут моделировать с помощью компьютера войну, восстание, революцию, переворот и т. д. Им предлагается выступить в качестве руководителя или участника события; принять решение на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Компьютер помогает преодолеть упрощенный, прямолинейный, традиционно-описательный подход к рассмотрению исторических явлений и процессов, способствует выработке альтернативного взгляда на события прошлого и современности во всей их сложности и противоречивости.
3. Обучающие игры — программы, создающие ситуацию, цель которой — развитие интересов и способностей школьников, навыков работы с компьютером.
4. База данных — это программы, основа которых — способность ЭВМ хранить огромную информацию и оперативно представлять ее учащимся при решении тех или иных познавательных задач. Например, для ответа на вопрос по истории учащимся необходимо проанализировать документы и отобрать в них необходимые факты, понятия, идеи и др. Такая работа обычно занимает много времени, а с помощью компьютера это можно сделать неизмеримо быстрее. Наиболее распространены базы данных, относящиеся к хронологии, народонаселению, местам событий, историческим деятелям, документам, статистике и т. д. Использование баз данных особенно актуально в связи с наличием «извечной» методической проблемы глубины и прочности знаний. Известно, что возможности человеческой памяти ограниченны (не более 5 % получаемой информации)[14], а источники информации часто труднодоступны, поэтому преимущества синтеза человеческой и компьютерной «памяти» в виде баз данных очевидны.
Поиск истины путем самостоятельной работы с информационными базами данных — вот реальный путь перестройки методической системы обучения общественным и другим гуманитарным дисциплинам. Приобретая опыт работы с базами данных, учащиеся смогут самостоятельно находить решение самых различных учебных задач.
Компьютер особенно эффективен при обучении обществоведению и новейшей истории, которые наиболее тесно связаны с современной действительностью. Возможность оперативного использования на этих уроках последних статистических данных и текущей общественно-политической информации значительно повышает образовательно-воспитательное воздействие курсов. Ни одно другое средство обучения не может предоставить таких возможностей, так как обновление их содержания происходит относительно медленно. Особенно это касается школьного учебника, который переиздается раз в 4 года.