Применение компьютера за рубежом
Французская школа представляет собой яркий пример широкого применения новых технологий обучения, рожденных современной научно-технической революцией. Эти технологии сокращают время усвоения учебного материала, повышают интерес к учению, усиливают связь «учитель — ученик». Особенно важно то, что их использование решает проблему индивидуализации учебного процесса, позволяет конкретизировать цели обучения, осуществлять педагогическую коррекцию, давать оценку уровня достижений для каждого школьника.
Лучшие компьютерные программы составлены с расчетом, чтобы неверный ответ был непременно скорректирован машиной. Такое учение превращается в увлекательную игру: чем больше правильных ответов выдает школьник, тем азартнее игра, острее желание познать новое, чтобы правильно ответить машине. Наконец, современные ЭВМ позволяют осуществлять подобное игровое обучение в оптимальном для каждого учащегося ритме.
В самом деле, слабые ученики, воспользовавшись новыми технологиями, имеют возможность выполнять учебные задания в «своем ритме», обращаясь, например, к помощи компьютера, в котором заложены вопросы и ответы на них. Большую пользу отстающим школьникам может принести «компьютерный редактор»: работая над ошибками, ученик печатает на экране терминала тексты, манипулирует ими, что оказывается определенной мотивацией при овладении правилами письменного языка.
Обучение становится более эффективным, что позволяет, например, частично отказаться от домашних заданий и высвободившееся время использовать для разнообразной творческой деятельности учащихся. Благодаря перевороту в технических средствах растет интерес детей к учению, по-иному индивидуализируются занятия, реализуются новые возможности эффективного управления учебным процессом. Привлечение нетрадиционных технологий способствует развитию конкретного и абстрактного мышления, навыков самостоятельной, сосредоточенной работы.
Проблемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их эксплуатации. В центре внимания стоит школьник, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники как орудия познания, вписанного в учебный процесс, при подготовке учебных программ, при создании специализированных центров.[20]
Шведская школа в местечке Фэрила считается лучшей в Европе. Каждый из четырехсот учеников этой районной девятилетки имеет персональный компьютер — ноутбук. Не считая обычных стационарных компьютеров, установленных в классах. Вот почему учиться в такой школе можно не выходя из дома: по интернету получил задание, сделал работу и отослал ее по электронной почте учителю.
Правда, в школу ребята пока ходят, вернее, съезжаются со всего района. Сорок опекающих их учителей и воспитателей (для шестилеток из подготовительного класса) считают, что нынешние дети — поколение постиндустриального общества. Сохраняются здесь и традиционные методы обучения, а значит, как прежде, не обойтись без ручек, тетрадей, учебников. «Сидячую» же работу у компьютера мальчишки и девчонки компенсируют активной работой в столярной и слесарной мастерских, на уроках домоводства, в химической лаборатории, на танцевальных вечерах и в школьном мини-зоопарке.
После девятилетки шведские школьники еще три года учатся в гимназии, получая стипендию. Обязательные предметы — шведский и английский языки, математика, природоведение, обществоведение, религия, физкультура. В гимназии города Юсдаля на 1000 учеников приходится 80 учителей. Здесь специализируются на мультимедиа, а потому ребята на специальных уроках изучают еще компьютер, средства массовой информации, коммуникации, медиапродукты и т.д. И в зависимости от того, какую профессию собирается выбрать выпускник, он еще выбирает курс либо фотодела, либо выставочный, либо графических коммуникаций, звуковых медиа- или печатной техники. Богатые гимназии могут позволить себе еще курс анимации. Выпускных экзаменов в шведских школах нет. Вместо этого ребята делают курсовую работу — защищают свой проект. В результате из гимназии выходят люди, которые сразу могут организовать собственный бизнес или по конкурсу аттестатов поступить в институт – только в немногих вузах, пользующихся особым спросом среди абитуриентов, половина поступающих сдают вступительные экзамены.[21]