Отметки и оценки на контрольных этапах.
Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.
Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.
Выводы по главе 1.
В главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнила первые три цели, поставленные передо мной при написании этой работы*.
Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:
Цели контроля знаний и умений учащихся |
1. подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; 2. получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по разлитию изучения темы (цикла знаний). |
Формы контроля знаний и умений учащихся |
1. физический диктант 2. тестовое задание 3. краткая самостоятельная работа 4. письменная контрольная работа 5. контрольная лабораторная работа 6. устный зачет по изученной теме. |
Место различных форм контроля в процессе обучения физике |
Текущий контроль: 1. Физический диктант 2. Тестовые задания 3. Кратковременная самостоятельная работа. Итоговый контроль: 1. Письменная контрольная работа 2. Контрольная лабораторная работа 3. Тестовые задания 4. Устный зачет по теме |
Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена достижению оставшихся целей, т.е. разработке контрольных мероприятий непосредственно для темы "Первоначальные сведения о строении вещества".