Содержание знаний и умений учащихся по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"
Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.
Примером такого подхода к выяснению содержания контрольных мероприятий могут служить разработки итоговых контрольных заданий для выпускников начальной школы. /№ 5/. Авторы, опираясь на обязательный минимум содержания обучения в начальной школе, установленнный государственным образовательным стандартом, составили примеры заданий, проверяющие конкретные знания и умения учащихся. Ниже приведен фрагмент таблицы, в которой соотносятся требования государственного стандарта и составленные по ним контрольные задания.
Элеметы содержания | Обязательный уровень усвоения (выпускник должен) | Примеры заданий обязательного уровня |
Гласные и согласные звуки и буквы |
Различать на слух и при произношении звуки гласные и согласные, правильно (без искажений и пропусков букв) писать слова, написание которых не расходится с их произношением. |
Напишите под диктовку слова: клубок, липы, осы, зорька. Назовите звуки в каждом слове по порядку. Запишите цифрой, сколько звуков и сколько букв в каждом слове. Подчеркните гласные одной чертой, согласные - двумя. |
Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и, е, ё, ю, я и ь . |
Запишите пары слов: мыл-мил; мал-мял; лук-люк; мел-мэр. Сравните первые звуки в каждой паре слов. Назовите твердые и мякгие согласные. Подчеркните гласные буквы, которые показывают мягкость согласных звуков. |
Такими же принципами я воспользовалась для выяснения содержания контрольных заданий по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". При формулировании целей изучения данной темы я опиралась на курс физики 7 класса /№ 8/, а также на программу средней общеобразовательной школы по физике /№ 10/. Следует подчеркнуть, что представленные мною в следующем параграфе цели изучения темы "Первоначальные сведения о стрении вещества" полностью соответствуют установленной программе общеобразовательной школы.