Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.
В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы «Первоначальные сведения о строении
вещества».
Для
того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.
Форма текущего контроля | Проверяемые знания учащихся | Проверяемые умения учащихся | |||
1.Физический диктант |
1)мельчайшая частица вещества называется молекулой 2) размер молекул
d ~ м 3)молекулы одного и того же вещества одинаковы, молекулы разных веществ разные 4) Диффузия – физическое явление, заключающееся в самопроизвольном взаимопроник- новении двух соприкасающихся веществ. 5) Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму. Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества сохраняет объем, но изменяет форму. Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы. 6) Броуновское движение - это физическое явление, заключающееся в беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц | ||||
2.Тестовые задания |
Все знания из образовательной цели ( см.§1 главы 2) |
1)по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества 2)распознавать диффузию в конкретных ситуациях 3)сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях 4)распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются 5)объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления 6) распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях 7)распознавать состояние вещества по моделям его строения | |||
3. Кратковременная самостоятельная работа |
Все знания из образовательной цели ( см.§1 главы 2) |
Все умения из цели по развитию, кроме умений получать научные факты (цели по развитию№2,6,11, 14,19) и создавать понятия (цели по развитию №3,8) т.к. эти виды деятель- ности требуют много времени[1] | |||
Проанализировав таким образом формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для своего класса форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений учащихся, каждая из которых будет идти после своего цикла усвоения знаний.
Достоинство физического диктанта, односложные краткие ответы, наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с трудом формулируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдадут предпочтение именно этой форме контроля знаний и умений учащихся. Из приведенной выше таблицы видно, что физический диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример подобного физического диктанта:
Пример физического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения знаний.
Цели проведения физического
диктанта:
1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели (№№1-4)[2]; научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию (№№1-5,21).
Содержание физического диктанта:
1.Вещества состоят из … (молекул, между которыми есть промежутки).
2.Молекулой называется … (мельчайшая частица данного вещества).