Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.

В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы «Первоначальные сведения о строении

вещества».

Для

того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.

Форма текущего контроля

Проверяемые знания учащихся

Проверяемые умения учащихся

1.Физический диктант

1)мельчайшая частица вещества называется молекулой

2) размер молекул

d

~ м

3)молекулы одного и того же вещества одинаковы, молекулы разных веществ разные

4) Диффузия – физическое явление, заключающееся в самопроизвольном взаимопроник-

новении двух соприкасающихся веществ.

5) Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.

Жидкое состояние вещества – это состояние вещества,

при котором тело,

изготовленное из этого вещества сохраняет объем, но изменяет форму.

Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.

6) Броуновское движение - это физическое явление, заключающееся в беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц  

   

2.Тестовые задания

Все знания из образовательной цели ( см.§1 главы 2)

1)по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества

2)распознавать диффузию в конкретных ситуациях

3)сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях

4)распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

5)объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

6) распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

7)распознавать состояние вещества по моделям его строения  

 

3. Кратковременная самостоятельная работа

Все знания из образовательной цели ( см.§1 главы 2)

Все умения из цели по развитию, кроме умений получать научные факты (цели по развитию№2,6,11, 14,19) и создавать понятия (цели по развитию №3,8) т.к. эти виды деятель- ности требуют много времени[1]  

 

Проанализировав таким образом формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для своего класса форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений учащихся, каждая из которых будет идти после своего цикла усвоения знаний.

Достоинство физического диктанта, односложные краткие ответы, наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с трудом формулируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдадут предпочтение именно этой форме контроля знаний и умений учащихся. Из приведенной выше таблицы видно, что физический диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример подобного физического диктанта:

Пример физического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения знаний.

Цели проведения физического

диктанта:

1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели (№№1-4)[2]; научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию (№№1-5,21).

Содержание физического диктанта:

1.Вещества состоят из … (молекул, между которыми есть промежутки).

2.Молекулой называется … (мельчайшая частица данного вещества).

Перейти на страницу: 1 2 3