Принципы построения содержания
Учет целей, теории и практики образования позволяет определить следующие принципы построения его содержания.
Первый — принцип соответствия содержанияво всех его элементах и на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования.
Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям.
Второй — принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения.
Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности.
Третий — принцип структурного единствасодержания образования на разных уровнях его формирования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.
И все же следует сказать, что все перечисленные принципы еще не могут в полной мере быть достаточными для разработки содержания каждого учебного предмета, источники, из которых учебный предмет черпает содержание, разные. Различные также и их функции. Для конкретизации содержания на уровнях учебного предмета и учебного материала ведущее значение приобретают дидактические основания, т.е. главные положения дидактики как теоретической педагогической дисциплины. Здесь имеется в виду в первую очередь необходимость учитывать основные дидактические характеристики обучения, отражающие единство преподавания и учения, содержательной и процессуальной сторон обучения и др.
Практика же составления документов, определяющих содержание образования двенадцатилетней школы, показывает, что можно говорить не только об отставании педагогической практики от науки, но и о забывчивости самой науки. Ведь многое, чего следовало бы избежать при составлении этих документов, было уже разработано в 80-е годы.
Таким образом, концепция содержания, в основе которой лежит представление о личностно ориентированном образовании, существует в педагогической науке. В дальнейшем требуется не только совершенствование данной теории, но и использование ее
на практике.