Конфликты дидактического характера
Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием. Поэтому не сложно каждому студенту в процессе формирования своего педагогического профессионализма составить на этот счет своебразные кредо, самозапреты. Как далее можно увидеть, дискриминационные формы общения учителей начальных классов с детьми достаточно живучи. И это особенно важно для тех, кто намерен сократить или исключить
из своего стиля работы с малышами психотравмирующие формы общения. Обратимся к форме инвентариума и приведем ряд иллюстраций, которые почерпнуты
из
практики.
- Делят учеников на способных и неспособных. Открыто говорят об этом при всех учащихся. Предрекают неспособным второгодничество.
- Отличникам дают поручения. Остальные оказываются свидетелями их успешной работы.
- Часть учеников называют по имени, часть по фамилиям, подчеркивая этим свое неуважение и отчуждение к тем, кто не нравится.
- Чрезмерно хвалят успевающих и дисциплинированных учащихся.
- При ссорах отличников и остальных наказывают неотличников.
- Во внеурочное время беседуют о разных вещах преимущественно с отличниками и хорошо успевающими. С остальными и особенно с теми, кто по успеваемости слаб, держатся сухо.
— Превозносят отличников, ставят рядом неуспевающих. Последним предсказывают серое будущее.
- Снисходительно комментируют факты невыучеиных уроков отличниками и наказывают за это же слабоуспевающих учащихся.
Необъективность во всем по отношению к школьникам с неодинаковыми успехами в учебе.
- Автоматически ставят высокую оценку за слабую успевамость по рисованию отличникам по другим предметам.
- Не открыто, но явно больше отдают себя хорошо успевающим ученикам. Остальные не чувствуют педагогической теплоты.
- Дети учителей пользуются послаблением, благодаря взаимной солидарности «педагогинь-мамочек».
- Из-за плохого зрения ученика сажали за первый стол, и это заметно раздражало учительницу. Видно, что она не хотела с ним возиться.
Очень трудно найти позицию в общении с учениками, вызыающими у педагога естественные чувства симпатии и антипатии. Еще А. С. Макаренко выступал против тактики «ровного голоса» по отношению к учащимся. Нельзя игнорировать и известные в теории педагогики принципы индивидуального подхода к личности школьника. Профессионально естественным считается неодинаковые отношения учителя к учащимся с разными способностями и трудолюбием, характером и даже внешним видом, не говоря уже о поведении и культуре вообще. И в то же время следует считаться с травмами, которые наносятся психике младшего школьника со стороны учителя, если он игнорирует болезненные переживания ребенком фактов дискриминации.
Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся. Студенту уже в период подготовки к школьной практике следует основательно продумать свою тактику в этом деле. Что же вызывает наибольшие нервные переживания при оценке учителем знаний и умений на уроке?
- Допускается двуличие в оценке, когда в тетради ставят «З», а в журнале - «4».
- Оценивают устные ответы и письменные работы несправедливо.
- Завышают оценки по просьбе родителей, по знакомству с ними.