Запредельно—этические конфликты
Среди стрессогенных факторов встречаются такие, которые свидетельствуют об отсутствии у учителя находчивости, умения безболезненного регулирования поведения младших школьников, педагогической «неловкости». Учительница ругает девочку за ее поведение, а стоящие рядом учителя возражают ей и говорят о достоинствах ребенка. .На глазах класса завуч и учительница говорят «по-крупному» о переводе детей в другой класс. Это приводит к бунту учащихся, вовлеченных в ситуацию. .Молодая учительница стала часто приглашать миловидного отца одной девочки. Возник роман между ними. Впоследствии учительница переехала в другой город, а девочку перевели в другую школу. .Несчастье в семье учителя сильно сказывается на его отношении к ученикам. .Администрация школы не замечает, как учителя заменяют уроки пения, рисования, физкультуры уроками математики, чистописания, русского языка .
Мы рассмотрели ряд конфликтогенных событий, характеризующих взаимодействие учителя и учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Педагогическая наука пока не располагает методами измерения глубины детских психических переживаний, возникающих по вине их учителей. Сложность проблемы состоит в том, что в школу малыши приходят уже с определенным жизненным опытом, который сформирован в семье. И если дома подзатыльник или другое физическое воздействие взрослых вполне традиционны, то ребенок не испытывает контраста в поведении учителей. Другое дело, когда свидетелем рукоприкладства учительницы оказывается юный гражданин, в семье которого к подобным методам никогда нс прибегают. А у ребенка формируют сознательный протест против оскорблений распоясавшихся взрослых людей. Рассмотренные ранее характеристики стрессов с точки зрения
их индивидуального восприятия находят в данном случае свое безусловное подтверждение.
Теперь, когда читатель получил общее представление о причинах, разновидностях, тяжести стрессового травмирования младших школьников, отчетливо вырисовывается необходимость выработки каждым учителем собственного профессионального кодекса «не навреди» ребенку, переступившему порог школы.