Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения.
1. Для эффективного взаимодействия с учеником необходимо, прежде всего, определить принадлежность проблемы.
2. В случае принадлежности проблемы ученику наиболее подходящей будет позиция консультанта, наиболее адекватный аппарат — «Словарь принца».
3. В случае принадлежности проблемы учителю позиция консультанта будет неэффективной, «Словарь принца» не будет работать.
Что же делать, если проблема принадлежит вам? У вас есть три возможности:
1. работать с учеником;
2. работать со средой;
3. работать с собой.
В соответствии с этим, вы можете выбрать
такие направления работы:
Первое— попытаться изменить поведение ученика.
Второе— попытаться изменить среду, обстановку.
Третье— попытаться изменить себя.
Представьте себе, что Вика Плотникова, ваша ученица, постоянно вас перебивает, не дает вести урок, так как она хочет, чтобы вы постоянно проверяли то, что она делала, и подбадривали ее, говорили, что все правильно и она молодец. Подобное поведение для вас неприемлемо и поэтому является вашей проблемой. Что здесь можно сделать?
1. Вы можете сделать ей замечание, заставить замолкать, перестать перебивать вас. (Изменение поведения ученицы).
2. Вы можете дать всему классу такое задание, в которое включена самопроверка. (Изменение Среды).
3. Вы можете сказать себя: «Она очень несамостоятельная девочка, но она скоро это перерастет», либо Ей требуется больше моего внимания, нежели другим ученикам.» (Изменение себя).
Сейчас мы с вами сосредоточимся на первом способе, а остальные рассмотрим позднее.
Первый способ предполагается, что вы конфронтируете с учеником, сообщая ему, что его поведение мешает вам, не позволяет осуществлению вашего основного права — получать удовольствие от процесса обучения. Такое поведение педагога требует от него достаточной смелости и мужества, осознания своих прав и потребностей.
К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации этого способа, приводят к следующим последствиям:
1. Провоцируют сопротивление у школьников.
2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными.
3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей.
4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.
5. Снижают детскую самооценку.
6. Активизируют самозащиту школьников.
7. Провоцируют детский гнев и мстительность.
8. Являются причиной пассивности учеников.
Ясно, что ни один учитель не желает подобных результатов. Единственное, что он хочет — чтобы уважались и его права. Но, сообщая о своих потребностях школьникам, большинство педагогов, как мы убедились, не задумываются о форме этих сообщений. Они просто повторяют то, что говорили их
учителя и родители. Да и как можно задуматься, если вас переполняют гнев, отчаяние, злоба, обида, когда вы едва сдерживаете себя от применения «физических» методов? Ведь вам совершенно ясно, что «этот .» или «эта .» просто издеваются над вами!