Космическая педагогика К. Вентцеля
Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.
А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким потоком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное»
Последний есп.песк надежды что-то изменить в окружающей -эго общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публикацией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает построить систему образования в духе идеи азто-омии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государственных структур. Чрезвычайно ^актуальными» в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением «права свободной критики высших законодательных и правительственных учреждений и лиц», не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности «безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, — амнис^я всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить/ что после такого письма Вентцель остался на свободе.
Как крик души, кок попытка ответить на вопрос/ каким же образом » эреодолеть окружающий его ужас/ звучат слова Вентцеля/ записанные им в страшном ! 937 г.: «Человек/ обладающий Космическим Сознанием/ необходимо будет нравственны/л Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому/ кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу/ Человечеству и составляющим его людям/ а рассматривает себя как составляющего с н«1м одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1 д. 16, л. ^9].
Каким же утопичным может показаться это утверждение!
Однако продуктивность идей космического воспитания/ быть может/ неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше сторонников.
Вот/ например/ строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание космического сознания человека является ныне/ в период обострения экологической/ термоядерной/ демографической/ производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным условием выживаемости человечества/ требующим своего безотлагательного решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа/ руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М. Гусаковского.»0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания «самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых идей свободного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и
18
развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусажовский >юстоивоет на необходимости воспитания человека, обладающего плонетсрным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющ&--»^ся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние человека и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою '«самость?», самоопределиться и реализовать себя.
Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из клю*»евых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистических педагогических традиций свободного воспитания.