Изучение психики детей, переживших развод родителей (первая диагностика)
«Несуществующее животное»: существует тенденция к рефлексии, размышлению. Лишь незначительная часть замыслов реализуется. Проявляет вербальную защитную агрессию, бывает груба.
«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.
15. Бесперстов Вова, 8 класс «А», 14 лет.
«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство отвергнутости, ненужности. Испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Чувствует себя во многом виноватым. Не хватает психологической теплоты дома. Стремится избегать неприятных визуальных контактов. Агрессивен (может даже ударить), груб. Вместе с тем, ощущает свое бессилие в сложившейся ситуации. Стремиться сохранить свой внутренний мир.
«Несуществующее животное»: эгоцентричен. Довольно черств, агрессивен в отношении других. Вместе с тем имеет место замкнутость, возможно, эмоциональная незрелость, инфантилизм.
«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии, высокая тревожность.
В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:
Ø практически все дети переживают чувство вины за произошедшее;
Ø две девочки хотят быть похожими на отца, считают, что у противоположного пола более высокий социальный статус;
Ø все испытуемые считают, что им не хватает психологической теплоты дома: любви, заботы, ласки и т.п.;
Ø большинство детей достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях;
Ø у детей наблюдается повышенная тревожность, некоторые дети очень замкнуты;
Лишь двое из диагностируемых подростков не имели выраженных негативных проявлений психики. На основе полученных данных была построена коррекционная программа в виде тренинга. Целью данного тренинга стала коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности.