Работа на слуховой основе
5) Вторичное воспроизведение слова помогает создать более четкий звукомоторный образ, без чего нельзя успешно проводить последующие действия со словом. Вторичное воспроизведение слова — это многократное его проговаривание учащимися после того, как учитель выделил его из контекста. Воспроизведение может осуществляться как в одной, так и в двух мелодиях. Вначале слово проговаривается хором, всем классом, затем с целью контроля учитель предлагает двум-трем ученикам повторить слово индивидуально. Индивидуальный контроль помогает учителю установить обучающий эффект предшествующей работы. Если опрашиваемые ученики правильно воспроизводят слово, учитель переходит к следующему этапу, Если воспроизведение оказывается неверным, учитель возобновляет упражнение на проговаривание.
Например:
Учитель: In this shop people buy bread and tea; to ä buy, to æ buy. Say after me.
Класс: To ä buy, to æ buy.
Учитель: Again.
Класс: To ä buy, to æ buy.
Учитель: Once more
Класс: To ä buy, to æ buy.
Учитель: A., please.
A.: To ä buy, to æ buy. И. т. д.
6) Употребление слова в контексте (микроситуации). Цель этого этапа работы заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова в пределах ограниченных задачами данного цикла. В этот период у учащихся вырабатываются умения и навыки сочетать слово с другими словами и употреблять его в правильной форме. Работу следует организовать таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся употребить слово несколько раз в определенных ситуациях.
Наиболее удобным в этом отношении является упражнение, основанное на использовании образца. Образцом можно сделать любое конкретное предложение или группу предложений (построенных по изученной ранее модели), в которых возможна замена компонентов, причем заменять можно любой компонент, кроме новой лексической единицы [3, с.90]. Например, тренировка в употреблении глагола to buy может быть проведена следующим образом:
T.: to buy. The Past Indefinite is bought. Say, “bought”. (класс повторяет)
(На фланелеграфе: Father, Pete, skates, yard).
Yesterday Father bought Pete new skates. Now Pete is going to learn to skate in the yard. Will you translate what I said, D.?
D.: Папа купил Пете новые коньки. Теперь Петя будет учиться кататься во дворе.
T.: That’s right. Now say after me: Yesterday Father bought Pete new skates. (класс повторяет)
T.: Yesterday Father bought Pete new skates. Now Pete is going to learn to skate in the yard. (класс повторяет)
T.: Once again. (класс повторяет)
T.: Quicker. (класс повторяет)
T.: A., will you repeat it? Now look at the flannel board and say who else bought what, whom, who is going to do what and where.
(На фланелеграфе: Father, Mike, skates, yard).
(На фланелеграфе: Brother, Nick, skis, park).
T.: F., come to the front, please. (классу): Ask him the questions about these people. (На фланелеграфе: Mother, Ann, skates.)
(На фланелеграфе: Nick, sister, skis.) (класс задает соответствующие вопросы).