Работа на графической основе
Упражнения на графической основе готовят учащихся к употреблению слова в письменной речи (чтение, письмо). Они подкрепляют звуковой образ слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости слова и тем самым создают дополнительные связи, обеспечивающие большую его активность.
1) Запись слова. Цель этого этапа состоит в том, чтобы показать графический образ слова и, следовательно, обеспечить учащимся возможность самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике.
Целесообразно записывать слова не по отдельности, а сразу блоком в конце урока. Это способствует экономию времени и активизации процессов памяти. Наконец запись с таким запаздыванием представляет дополнительные возможности реализовать принцип устного опережения.
Пример записи слов на уроке:
Учитель: Now, let me see if you remember the words we’ve learnt today. Who will tell me?
1-й ученик: A shop.
2-й ученик: to buy.
Учитель: That’s right. And who remembers the Past Indefinite of the word to buy?
3-й ученик: Bought.
По мере называния слов учитель записывает их на доске. Если учащиеся забыли какое-либо слово, учитель демонстрирует соответствующую картинку.
Учитель: Good, now let’s read the words.
Класс читает слова вслед за учителем.
Учитель: Ivanov, will you read the word?
Иванов читает.
Учитель: That’s right. Now, take your vocabularies and put down the words.
В процессе обучения иностранному языку необходимо уделять серьезное внимание учебному словарю школьника, рассматривая его как полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса изучения языка.
Наиболее удобной и оптимальной формой, по мнению ряда учителей [4, с. 24], оказался поурочный словарь. При этом в первый год обучения учащиеся на уроке записывали новые ЛЕ в специальной тетради в трех графах: слово, транскрипция, перевод. На втором году обучения по мере приобретения навыка в классе ведение словаря стало самостоятельной домашней работой. На среднем и старшем этапах форма словаря изменилась. За основу была взята форма так называемого «гнезда слова» по образцу словаря учебника, но с добавлением синонимов и антонимов из ранее усвоенных ЛЕ, различных устойчивых словосочетаний, оборотов речи, пословиц и поговорок. Например:
I |
II |
III |
IY |
Y |
to learn, v learning, n learner, n learned, a |
1) учиться 2) узнавать учение ученик ученый |
to study (synonym) |
to learn well / badly |
Live and learn |
Последние три графы заполнялись постепенно под руководством учителя. Здесь накапливались оптимально отобранные лексические средства речевой деятельности, обогащающие устную речь учащихся.
Однако существуют и другие формы организации словаря [18, c.6]:
· по значению: тетрадь делится на большое число секций - слова, для описания чувств, мест, движений и т.д. таким образом, можно составить целые списки слов, связанные по значению;
· различные типы диаграмм: слова можно объединить под общим названием или обобщающим словом в единую диаграмму:
FURNITURE
Living room bedroom kitchen
Sofa bookcase . lamp wardrobe . stool table
Данную диаграмму можно расширять по мере накопления новой лексики.
· В соответствии с частью речи: разные части речи можно записывать разными цветами: существительные – красным, прилагательные – синим и т.д.
· Синонимы и антонимы: если синоним или антоним уже знакомого слова, их следует записать вместе с некоторыми комментариями.