Использование наглядности при презентации и закреплении лексики
Использование лексических карточек
Для первичного закрепления лексики может быть использован следующий прием работы (разработан Ткач Н.Л.[12, с.29]): в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.
Вот пример такого прямоугольника:
pen |
pencil |
copy-book |
(bag) |
Он используется для фронтальной работы. Данный прямоугольник помещается на доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую клетку. На первых порах школьникам, возможно, помогут наводящие вопросы.
В дальнейшем бывает достаточно установки учителя, которая меняется в зависимости от лексического содержания прямоугольника.
Этот прием используется (на начальном и среднем этапах обучения) для закрепления лексики, контроля ее усвоения. При этом формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная (контроль усвоения лексики осуществляется в режиме P1® P2), групповая (в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся исполняет роль консультанта) и фронтальная.
Еще один пример:
good |
bad |
white |
(black) |
fine |
nice |
small |
(little) |
Учитель просит учеников угадать слово в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетке. Она спрашивает, как такие слова называются в русском языке. Учитель просит подобрать слова-синонимы (антонимы) к английским словам white, small.
Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Например, ребята угадали слово winter в прямоугольнике:
coat |
cold |
snow |
(winter) |
Т.: Tell us something about winter.
Р1: Winter is a season.
P2: Winter is a season when it is cold.
Рз: It is snow everywhere.
Р4: We like to skate and ski in winter. И т. д.
Данный прием может применяться на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Можно предложить несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока.
Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащимися. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.
Составление диаграмм (Word Field Diagrams) [15, с.103]
Для работы необходимы словари. Ученики выполняют задание по парами или в небольших группах. Сначала диаграмма заполняется в тетради, затем на доске. На доске записывается правильный вариант выработанный совместно. Учитель исправляет фонетические ошибки и подчеркивает в каком контексте могут использоваться данные слова.