Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языко­вых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключе­ния, является необходимым для разработки системы логопеди­ческого воздействия.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолинг­вистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания, Ф. де Соссюр.

Восприятие и порождение речевого высказывания представ­ляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерар­хически организованную структуру, включающую различные oneрации. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объ­единения единиц.

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения рече­вого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонть­евым, Т. В. Рябовой.

Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, вы­делял следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний (физический) и семан­тический (психологический) план речи. Во внешней речи прояв­ляется взаимодействие грамматической и семантической (пси­хологической) структур. Переходной структурой от семантичес­кого плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Вы­готский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее харак­терные особенности.

Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое раз­вертывание и грамматическое конструирование — моторная реа­лизация — внешняя речь.

Всякое речевое высказывание порождается определенным мо­тивом, который обуславливает возникновение речевой интенции (мысли). На этапе внутреннего программирования, соответству­ющего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом лич­ностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказыва­ния, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компо­ненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществля­ется операция свертывания системы объективных языковых зна­чений во внутреннюю схему.

Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения синтаксической конструкции и ее лекси­ческое наполнение, которые осуществляются в кодах определен­ного языка, т. е. на языковом уровне. Затем следует этап мотор­ной реализации.

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как язы­ковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и по­рождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5