Мифы и сказания. История вопроса о происхождении речи. Обзор психолога – педагогической литературы на современном этапе
Учения о болезнях речи уже в самую раннюю эпоху нашей науки развивалась по двум главным направлениям. Одни исследователи смотрели на расстройства речи, как на болезни наружные, требующие хирургического лечения, другие видели в них болезни внутренние. 30 мая 1830 г. Рудольф Шультесс первый сделал серьезное научное разграничение между заиканием (stottern) и косноязычием (stammeln). Косноязычие (stammeln), по словам Шультеса, состоит в том, что отдельные звуки или вовсе не могут быть выговорены, или выговариваются не правильно; Заикание же состоит во внезапной невозможности произнести слово, или слог.
Классическая медицина видела причину расстройств речи то в поражении мозга, как источника речевых импульсов, то в анатомическом расстройстве аппаратов, служащих непосредственно для артикуляции. Эта точка зрения проглядывалась у Гипократа, но с полной очевидностью выражена Галеном. Он считал, что образование звуков речи производиться языком при участии зубов, губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и собственной уздечки языка. От того у лиц, подверженных заиканию или косноязычию или иному недостатку речи замечается страдание какого - либо из поименованных органов.
Учение Галена сохранило свою силу вплоть до XIX в. Исследуя язык и окружающее его части у представителей различных классов животного царства. Аристотель пришел к заключению, что для произведения членораздельной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в тоже время широкий язык, нужны влажные губы при не нешироком отверстии рта и необходимо присутствие зубов. Всеми этими принадлежностями и свойствами наделены органы речи у человека, и только этим обусловливается способность произношения члена – разделенных звуков. Животные же, как например, млекопитающие снабжены слишком плотным толстым и малоподвижным языком и потому обладают крайне ограниченной способностью артикулировать звуки; птицы с широким языком издают звуки лучшего качества, чем те, у которых язык узкий; язык же змеи по своим крайним отношением между длиной и шириной представляется лишенным способности издавать звуки. Исходя из этих данных, Аристотель старается объяснить патологию речи у человека. По его мнению, те субъекты, у которых язык недовольно удобно – подвижен по необходимости, должны быть косноязычны и шепелявы и вообще лишены способности ясно выговаривать звуки, а, те, у которых не достает языка или он слишком плотно прикреплен вовсе не способны к речи, наконец, дети потому издают лепет и невнятные звуки, что у них язык еще недоразвит.
Таким образом, способность речи, по мнению Аристотеля, зависит от того или другого строения и совершенства периферических органов речи. Хотя теория Аристотеля не соответствует истине, тем не менее, она обладает всеми явлениями научной теории, потому – что представляет собой удачное обобщение всех известных тогдашней науки данных. Благодаря своей научности, теория Аристотеля господствовала более 2 тысяч лет. Таким образом, классическая медицина, а за нею и средневековая, видела причину болезни речи то в поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляционных органов (языка и отчасти смежных частей) причем существенность болезни лежала, по понятиям того времени, в моментах чисто механических.
Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 п.) оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представитель педагогической мысли. В течении 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью в Римской империи.