Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением
Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии каких либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.
Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти в двое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят, но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.
Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической стороны речи дошкольников, является еще недостаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи дошкольников, является еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и согласованными, что и имеет своим следствием так называемая физиологическое косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста.
Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность, но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому усовершенствованию произношения.
В 41/2 – 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых движений, он начи нает правильно произносить все звуки родной речи. Однако артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются основные речевые движения – ребенок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).
Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.