Система работы по формированию правильного звукопроизвзношения
Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).
Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога.
Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление.
Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Структура процесса изучения одного звука.
1.
Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
2.
Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
3.
Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4.
Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).