Воспитание культуры речи у дошкольников

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

Представляю стихотворный материал, цель которого помочь воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.

Почему отдается предпочтение стихам? Ритмичные и рифмированные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.

Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в ставших группах.

Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.

Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша, -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

чисто,

ясно, -

Как люди говорят, -

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко –

И сам тому не рад.

Он скажет: «До свидания»,

А слышится: «До здания».

Он спросит: «Где калоши?»