А слышно: «Это лошадь»
В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.
К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.
Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаю следующие стихи:
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
………………………….
Встала бабушка с кровати –
Все равно вставать пора!
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра
(А. Барто. Веревочка.)
В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно ( чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт)
Тренировочные тексты:
Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
(А. Барто. Фонарик.)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший
(А. Барто Мишка.)
В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно»
Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка ( вместо шёрстка)
Тренировочные тексты:
Горит на столе
Одинокий огонь,
И смотрит в кроватку
Осёдланный конь
(Л. Квитко. Лошадка.)
Бродили по дороге Дремота и
Зевота.
Дремота забегала в калитки и
ворота,
Заглядывала в окна
И в щёлочки дверей
И детям говорила:
- Ложитесь поскорей!
(С. Маршак. Дремота и зевота.)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
(А. Барто. Лошадка.)
Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове.
Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо ракушка) и т.п.
Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес.
(В. Осеева. Ежинка.)
У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Замечу, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
(С. Маршак. Пожар.)
Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал) и др.
Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и все же приведу поэтическую иллюстрацию:
В квартире над нами
Есть мальчик Андрюшка.
По комнате всей раскидал он
игрушки.
(Я. Аким. Неумейка.)
Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.