Анализ содержания электронных учебников по физике. Методические приёмы их использования в обучении физике
При изложении отдельных тем допущены следующие серьезные отклонения от содержания базового учебника. Включен вопрос “Теорема Гаусса” в раздел электростатики, вопрос “Геометрическая оптика. Линзы” в раздел оптики. Полностью переработан и существенно расширен материал, касающийся теории относительности и квантовой теории. Это связано убеждением, что именно вопросы физики ХХ в. наиболее слабо отражены в действующих учебниках и требуют иных подходов в изложении. В то же время опустили (по крайней мере, в данной версии пособия) обсуждение вопросов электропроводности металлов и полупроводников, так как, излагать их следует с привлечением минимальных сведений из квантовой механики или на том “филологическом” уровне, который принят в стандартном учебнике и который вполне может быть освоен при чтении этого учебника.
При составлении текста биографий ученых авторы использовали сборник Г. М. Голина и С. Р. Филоновича “Классики физической науки”, а также книгу Ю. А. Храмова “Физики”. Помощь в составлении таблиц оказали “Справочник по элементарной физике” Н. И. Кошкина и М. Г. Ширкевича и “Энциклопедия элементарной физики” С. В. Громова.
В составлении пособия принимали участие:
А. В. Берков, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры теоретической физики МИФИ—общий план пособия, структура вопросов, составление текстов вопросов, составление биографических справок и приложений.
В. А. Грибов, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры квантовой статистики и теории поля Физического ф-та МГУ — составление тестов и задач.
Е.С. Объедков, Заслуженный учитель России, канд. педагогических наук, лауреат премии мэрии Москвы, учитель физики школы-комплекса № 548 "Царицыно" – постановка и проведение демонстрационных экспериментов.
Задачи находятся в конце каждой темы (первая задача приводится с полным решением, для второй – дается только ответ);
в тех задачах, которые предусматривают получение численного ответа, предусмотрен контроль правильности ответа с заданной в условии точностью (при получении численного ответа следует иметь в виду, что величина ускорения свободного падения была принята равной 9,81 м/с2, а величина скорости света была принята равной 3·108 м/c);
тесты собраны в конце каждого раздела (для первого теста по данной теме приводится решение, для второго – только ответ).
Пользователь может получить краткую справку о том или ином физическом термине в Глоссарии и при желании немедленно попасть в раздел, где этот термин обсуждается.
В пособии создана разветвленная система вложенных гиперссылок, позволяющая вести поиск в отдельной статье, во всем материале и поиск внутри статей, на которые указывают гиперссылки.
В процессе работы над пособием пользователь может также:
делать закладки на темах, к которым он предполагает вернуться. В принципе, система закладок позволяет построить последовательность вопросов, которые требуют вторичного изучения;
воспользоваться "Историей перемещений", где указаны последние 64 раздела (включая тесты и задачи, биографии и справочные материалы), к которым обращался пользователь во время данного сеанса работы с пособием;
посмотреть дневник работы, где запоминаются все сведения о работе пользователя над пособием (общее время работы с программой, время, потраченное на изучение каждого вопроса, и т. п.). В дневник заносятся сведения о правильно решенных тестах и задачах (для которых имеется возможность ввести ответ), при этом фиксируется только решение, достигнутое с первой попытки в данном сеансе работы с пособием;
воспользоваться Альбомом, в котором собраны все слайды данного пособия (включающие иллюстрации, анимации, видеоопыты, интерактивные иллюстрации, задачи и тесты). По желанию, можно просматривать альбом подряд, возвращаясь в тот раздел, где данная иллюстрация использована, или рассматривать слайды, собранные по темам.
Отдельный раздел пособия "Подготовка в вуз" включает обязательный минимум образования по физике для базовой школы, действующую программу по физике для поступающих на Физфак МГУ со ссылками на разделы пособия, список федерального комплекта учебников и рекомендуемой литературы, а также контрольные тесты и задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах МГУ и МАДИ, со ссылками на соответствующие разделы пособия.
Можно привести пример урока в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи».
Сажаем детей по парно за компьютеры, объясняем как работает данная программа. Затем дети самостоятельно знакомятся с теорией.
Затем с помощью интерактивных анимаций, где можно изменять различные параметры, дети используют этот закон в различных соединениях.