Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.
Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.
Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:
Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.
Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.
Предлагаемые «шифровки»:
Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:
Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.
Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:
Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.
Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.
Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.
Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:
Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.
Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.