Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок
Кроме прямоугольника, полученного по методу «золотого сечения», существует и формат, называемый «активным квадратом». Так как выбор стенда определенных пропорций имеет большое значение в оформительской практике, приводим и способ графического построения «активного квадрата». Диагональ квадрата откладываем на продолжении одной из его сторон (рис. 2). Из точки D проводим перпендикуляр до пересечения с продолжением противоположной стороны квадрата. Формат «активного квадрата» весьма удобен, и им пользуются нередко, например, размер листа писчей бумаги отвечает этим пропорциям.
Помимо «золотого сечения», другим способом построения гармоничных отношений между частями является модуль. При проектировании современных выставок все формы щитов и витрин определяются на основании одной пространственной единицы. Такой единицей может быть планшет квадратной или прямоугольной формы. В пространстве, отведенном для выставки, планшеты одного размера могут вытягиваться вертикальной или горизонтальной цепочкой, образовывать конфигурации, напоминающие рисунок шахматной доски, складываться в стенды самых разнообразных конструкций, т. е. разнообразно компоноваться в зависимости от замысла оформления выставки.
Опора на определенный модуль позволяет более успешно справиться со сложной задачей сочетания разнообразия в оформлении и сохранения стилевого единства.
Рис. 1 Построение прямоугольника, соот- Рис. 2 Построение «активного квадрата»
ветствующего «золотому сечению»
Безусловно, выставка не будет привлекательным зрелищем, если ее лишить разноцветия планшетов, разноформатности фотографий., оригинальности схем, рисунков и т. д. Но чем больше появляется оформительского разнообразия, тем больше возрастает опасность «разброда», разобщенности художественных средств. В однотипности конструкции, основанной на определенном модуле, заключено то организующее начало, которое объединяет содержательную и образную сторону выставки.
При создании выставки нужно помнить о принципе единства художественного решения, стилевом единстве всего ансамбля. Каждый стиль выражается не только в своеобразном облике художественных (оформительских) решений, он самобытен и в решении функциональных и конструктивных задач.
Художественно-оформительское искусство всегда развивалось в тесной связи с архитектурой. Современный архитектурный стиль имеет ярко выраженные черты. Для него характерны рациональность и четкость решений, отказ от тяжеловесности, нагроможденности, использования декоративных элементов как некоего довеска, призванного создать ощущение пышности и богатства. Красота сооружений достигается за счет свободной, удобной планировки, нахождения выразительных отношений между объемами здания, искусного использования современных строительных материалов, сочетания разнообразных фактур, выразительной гаммы красок и т. д. Черты современного архитектурного стиля свойственны и выставочным конструкциям.
Выставка в школе в основном призвана разъяснять задачи текущего момента и по художественной форме должна быть современной — в этом кроется одна из возможностей повышения ее учебно-воспитательной эффективности. Принцип стилевого единства предполагает создание гармоничной взаимосвязи выставочной композиции со всем окружением. Без соблюдения стилевого единства невозможно добиться композиционного равновесия, той цельности и законченности, которые свойственны художественным произведениям.
Индивидуальность, художественное своеобразие, самобытность должны определять выставки, создаваемые в различных школах нашей страны. Повторяемость художественных решении снижает учебно-воспитательную, агитационно-пропагандистскую роль наглядной агитации. Все принципы создания выставок должны творчески переосмысляться с учетом специфических местных условий, в частности характера изобразительной культуры, привычной и понятной для школьников определенной республики или края.
Во многом этому будет способствовать активизация эстетического краеведения среди школьников. В школьном краеведении заметное место начинает занимать изучение искусства. Это выражается в целенаправленном поиске и осмыслении разнообразного художественного материала — произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена трудовая и культурная жизнь той или иной области или края, быт людей, их революционные и боевые подвиги, историческое прошлое и т. д.