Структура изучения имени существительного
Изучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Содержание изучения имени существительного в V классе включает:
1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.
2. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.
Кроме того, в V классе формируется:
- умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
- умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
- умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
В VI классе структура изучения имени существительного следующая:
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
II. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
III. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -oнк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
IV. Сложные имена существительные.
V. Разносклоняемые имена существительные.
Кроме того формируются следующие умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в ед. или во мн. числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);
- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения.
При систематизации знаний об имени существительном как части речи целесообразно составить следующую таблицу:
Имя существительное как часть речи |
Морфологический разбор слова (у) подножия | |
I. Общее значение |
I. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? |
I. Подножие — обозначает предмет |
II. Морфологические признаки |
II. Нач. форма (им. падеж, ед. ч.); собств., нариц.; одуш., неодуш.; м., ж., ср. р.; скл.; нзм. по падежам и числам |
II. Подножия Нариц., неод., ср., 2, в род. п., ед. ч. |
III. Синтаксическая роль |
III. Чаще подл. или дополн.; может быть любым чл. предл. |
III. В предложении - обстоятельство |
Вывод о том, какой частью речи является слово |
Итак, это имя существительное |