Связь методики с другими науками

Педагогическая психология исследует

законо­мерности развития психики человека в процессе воспитания и обу­чения, формирования у учащихся мышления; изучает проблемы управления усвоением знаний, навыков и умений выясняет психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимо­отношения между обучающим и обучаемым, индивидуально-психологические различия учащихся. Педагогическая психология помо­гает выявить мотивацию деятельности учащихся в процессе изу­чения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, определить и поддерживать ин­терес к языку и народу, говорящему на нем; выработать правиль­ное отношение к овладению знаниями и развитию речевых навы­ков и умений. Знание теорий интереса, внимания и запоминания помогает обосновать рациональные методы обучения, обеспечить управление умственной деятельностью учащихся. Интерес обуслов­ливает внимание и ассоциации по сходству, смежности, контрасту. что способствует непроизвольному запоминанию. Интерес и внима­ние находятся в тесной взаимозависимости с количеством н слож­ностью материала. Слишком трудные и большие тексты ослабля­ют интерес к чтению; быстрая речь учителя, изобилующая незна­комой лексикой и грамматическими структурами, отключает вни­мание учащихся. Напротив, заниженные требования и задачи, не учитывающие возможностей учащихся, развивают безразличие к пассивность. Психология труда

применительно к методике помогает выявить профессионально важные качества обучающе­го и обучаемого и определить пути к необходимому трудовому кон­такту. Учет данных психологии труда способствует научной орга­низации обучения: определению объема и рационального соотно­шения аудиторной, лабораторной и домашней работы, оптималь­ных норм продолжительности тренировки видов речевой деятель­ности и языкового материала, эффективного времени применения технических средств обучения и т. д. Инженерная психологияисследует взаимодействие человека и машины. Ее данные используются для разработки методики применения технических средств обучения и программирования. Эксперименталь­ная психология

обогащает методику результатами исследо­ваний, касающихся закономерностей произвольного и непроизволь­ного запоминания, объема памяти, особенностей восприятия, функ­ционирования анализаторов и др.

Методика преподавания иностранных языков учитывает данные физиологии высшей нервной деятельности о входных и выходных системах мозга, обеспечивающих речь. Для обучения иностранным языкам большое значение имеет учение И. П. Павлова об услов­ных рефлексах, о второй сигнальной системе, о динамических сте­реотипах и положения Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина об обратной афферентации, о прогнозировании действий как внутренней системе управления психическими процессами. Данные физиологии имеют непосредственное отношение к проблеме формирования на­выков и умений.

Психолингвистика

— отрасль языкознания, которая изучает процессы речи с точки зрения соответствия содержания высказывания коммуникативному замыслу. Психолингвистические данные объясняют для методики закономерности порождения и восприятия речи и позволяют ей определить действия и операции по построению и расшифровке речевого сообщения.

Информатика

определяет структуру и общие свойства ин­формации, а также закономерности ее создания, переработки, пе­редачи и использования в разных сферах деятельности человека. Научные данные информатики позволяют определить количество сведений в сообщении, функциональную нагрузку того или иного языкового материала в том или ином виде речевой деятельности и уяснить причины потери информации при речевом общении.

Теория обучения

Марксистско-ленинская философия как методологическая основа

Кибернетика

(греч.kybernētikē – искусство управления, от kybernáō – управляю) — наука об управлении в сложных

динамических системах, о связи и переработке информации. Она основывается на теоретическом фундаменте математики и логики, а также на применении средств автоматики, особенно электрон­ных вычислительных, управляющих и информационно-логических машин. Управление состоит из двух систем: управляющей и управ­ляемой. Управляющая система воздействует на управляемую с целью перевода ее в новое состояние в соответствии с задачей управления. Система управления предполагает наличие цели, орга­на управления, управляемого объекта, прямой и обратной связи. Управление должно обладать гибкостью (способностью реагиро­вать на внезапные ситуации в целях обеспечения ее действенности.), помехоустойчивостью (способностью нормально функционировать в условиях помех), выносливостью (способностью сравнительно нормально функционировать в условиях выхода из строя какого-либо элемента системы).

Перейти на страницу: 1 2 3