Введение

Одним из главных аспектов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное развитие школьников. В настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой школьникам для усвоения, постоянно увеличивается, поэтому процесс интеллектуального развития учащихся требует интенсификации. Одним из путей повышения интенсивности обучения является использование компьютерных технологий обучения

[1] (ИТО). При правильном их использовании они обеспечивают целый ряд преимуществ перед обычным способом обучения:

1. индивидуализация учебного процесса по содержанию, объему и темпам усвоения учебного материала;

2. активизация учащихся при усвоении учебной информации;

3. повышение эффективности использования учебного времени;

4. положительная мотивация обучения за счет комфортных психологических условий работы учащегося, объективности оценки;

5. изменение характера труда преподавателя (сокращение рутинной работы и усиление творческой составляющей его деятельности).

Особую роль играет применение компьютерных технологий при обучении физике в средней и высшей школе. Как показывает педагогический опыт, наибольшее количество трудностей возникает при изучении тех разделов курса физики, которые связаны с электричеством и магнетизмом. Между тем методика изучения различных тем в этих разделах не разработана в должной мере. В связи с этим нами была сделана попытка обоснования целесообразности использования ИТО при изучении в частности темы “Электромагнитные колебания” и разработаны некоторые методические моменты, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, а так же от компьютерной оснащенности школы, могут быть использованы преподавателями физики как для изучения всей темы целиком, так и для изучения ее отдельных вопросов.

Разработка нестандартного способа изложения темы говорит об актуальности исследования

и заключает в себе элемент новизны и практической значимости.

Цель исследования

– разработать методику изучения электроколебательных процессов с помощью компьютера.

Объектом исследования

является организация учебного процесса на различных этапах урока физики.

Предметом

является поиск содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели.

В основу работы была положена гипотеза

: использование компьютерных технологий, а в частности некоторых прикладных пакетов, повышает эффективность учебного процесса и позволяет добиться более глубокого понимания данной темы учащимися.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, следуют задачи:

§ разработать методику изложения темы “Электромагнитные колебания” с использованием ЭВМ.

§ выяснить, с какими трудностями сталкиваются учащиеся в процессе изучения данной темы и, следовательно, каким вопросам и понятиям следует уделить особое внимание.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

§ изучение методической, психологической и справочной литературы по данной теме.

§ знакомство с уже имеющимися разработками в области данной темы.

§ проведение анкетирования среди учащихся 11-х классов и беседа по интересующей проблеме.

§ проведение уроков по изучению электромагнитных колебаний в 11-х классах.

§ обсуждение результатов эксперимента с преподавателями и психологами.

Эксперимент проводился в средней общеобразовательной школе N 64 г. Екатеринбурга с учащимися 11-х классов при изучении темы “Электро­магнитные колебания”.