Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты.
Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в процессе декорировки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие успешно завершают несколько работ.
Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. Такие "токарно-слесарные дни" можно периодически повторять.
С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа учащихся. У школьников различных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций школьников ложатся сюжеты прочитанных книг, просмотренных спектаклей, кинофильмов.
Учащиеся используют сюжеты учебного материала по литературе, и тории, бесед по изобразительному искусству. Нередко основу позиции составляют эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей жизни. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При пересмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они впоследствии и воплощают в данном материале. Особенно часто материал способствует формированию зрительного образа в лесной скульптуре при использовании ветвей и корней деревьев. И в других видах декоративных работ материал является активным средством воздействия на развитие эмоционального, образного восприятия действительности школьником. Говоря о роли материала в зарождении замысла в живописи и скульптуре, М. Г. Манизер писал о необходимости в поисках художественного образа обращаться непосредственно к материалу: " .как в случае с музыкальной импровизацией, так и здесь мотивы часто рождаются в общении с холстом или глиной в процессе работы". Это тем более справедливо в отношении декоративных материалов. Особенно эффективно влияние материала на школьников при их участии в его заготовке. В тех случаях, когда кружковец теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффективную помощь учащимся может оказать демонстрация наглядного материала - нескольких рельефов на подобные темы, выполненных учащимися в прежние годы".