Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки , погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .
Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.
Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно
нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.
Посев
В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.
Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.
Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.
Строительство
Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.
Хозяйство
- Оплетали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать
- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)
3.2.1
Программа занятий. Первый год обучения.
№ |
Кол-во час. |
Содержание занятий | ||||
1 |
2 |
3 | ||||
Октябрь | ||||||
1 |
2 |
Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности | ||||
2 |
2 |
Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х гранной. | ||||
3 |
2 |
Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и груглая бусина. | ||||
4 |
2 |
Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. | ||||
Итого |
8 | |||||
Ноябрь | ||||||
1 |
2 |
Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. | ||||
2 |
2 |
Оберег-колоток.Работа по шаблону. | ||||
3-4 |
4 |
Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки для книг. | ||||
Итого |
8 | |||||
Декабрь | ||||||
1 |
2 |
Плетение квадратной основы с со скошенными углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. | ||||
2 |
2,5 |
Плетение кубика и его применение.Секркт мастерства-заплетение углов. | ||||
3 |
2,5 |
Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. | ||||
4 |
2 |
Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек. | ||||
Итого |
9 | |||||
Январь | ||||||
1-2 |
4 |
Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек.Поросенок.Предметы-заменители | ||||
3 |
2 |
Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика. | ||||
4 |
2 |
Изготовление заготовок для воображаемого изделия. | ||||
Итого |
8 | |||||
Февраль | ||||||
1-2 |
4 |
Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. | ||||
3-4 |
4 |
"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки,плашки и т.д) | ||||
Итого |
8 | |||||
Март | ||||||
1 |
2 |
Петух.Преобразование птицы путем дополнения. | ||||
2-4 |
6 |
Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков | ||||
Итого |
8 | |||||
Апрель | ||||||
1-2 |
6 |
Корзинка.Способ косого плетения. | ||||
2-3 |
4 |
Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов. | ||||
Итого |
10 | |||||
Май | ||||||
1-4 |
10 |
Подготовка к отчетной выставке. | ||||
Итого |
10 | |||||
Всего занятий за год |
32 | |||||
Всего учебных часов за год |
69 | |||||