Кто же они – трудные дети?
До недавнего времени очень модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя, а поскольку это так, то нет и трудных детей, их придумали горе- педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать.
Трудный ребенок – это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии.Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания.
Трудные дети - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.
Умственное воспитание с каждым годом играет все большую роль в формировании духовного, морального, гражданского облика человека. Нельзя допустить, чтобы в школе была группа детей, чувствующих себя неудачниками, ни на что не способными. Одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних и среди молодежи вообще является как раз то , что некоторые подростки переживают горечь собственной интеллектуальной неполноценности. Если к этому прибавляется еще неблагополучная обстановка в семье, то опасность срывов в моральном поведении трудных воспитанников еще больше возрастает.
Основные причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве кроются в воспитании, в условиях окружающих ребенка в годы раннего детства.
Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе – с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все что посильно другим людям, ему не посильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.
Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи – восьми лет.
И если воспитатель не увидел, не понял этого, не уяснил причин, истоков отклонения от нормального умственного развития, трудности его дальнейшей умственной жизни еще больше усугубляются. Если же эти причины, истоки понятны, изучены, исследованы в действие вступает могущественная сила – воспитание, построенная на таких же строго научных основах, как и лечение больного.