Методы перевоспитания.
Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения воспитуемого, его образа жизни и окружения.
Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.
В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы, которые оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков. Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.
Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.
В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение- призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв»
разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)
«Реконструкция»
характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.
Переключение
служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.
Поощрение и наказание
стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.
Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»).
Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.