Метод «Взрыва».
Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщательно изучил психологию и особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его качества, на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.
Большую роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных сил, участвующих во «взрыве», предварительное продумывание его техники и тактики, чтобы исключить возможность срыва нервной системы.
Важно также максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспитательный процесс должен обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом поведения. Необходимо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу поведения.
Несоблюдение этого правила является наиболее распространенной ошибкой педагогов при осуществлении данного метода.
Разрушенный стереотип имеет тенденцию вновь складываться, воссоздаваться в прежнем виде, если условия жизни и содержание деятельности остаются прежними.
В практике же нередко ограничиваются «проработкой» на педсовете, выговором, снижением оценки по поведению, тогда как подобные действия способствуют только первой части метода «взрыва» — разрушению старого типа поведения.
Если вслед за этим подросток не вовлекается в деятельность, помогающую ему стать лучше, неизбежен возврат к прежнему образу жизни.
Есть еще требование к методу «взрыва» — его оптимистическая сущность. Нельзя понимать под «взрывом» лишь нагнетание до предела отрицательных переживаний. А. С. Макаренко прямо указывал, что метод «взрыва» он мог бы иначе назвать методом удивления. Суть его не в силе, не в интенсивности педагогических воздействий, а в сочетании их с неожиданностью, необычностью, может быть даже романтичностью воспитательного процесса.
В одной из последних статей «О «взрыве» великий педагог А. С. Макаренко писал: «В эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения».
Метод «взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время начинает новый этап в формировании характера. Внутренний мир личности попадает в такую педагогически организованную среду в которой воспитываются неприменимыми отрицательные качества, а при каждой попытке проявить их воспитанник встречает решительный отпор со стороны окружающих.
В результате возникает недовольство собой, которое сохраняется до тех пор, пока подросток не избавится от отрицательных привычек и качеств. Удачи в деятельности, формирующие тягу к новому образу жизни, он переживает необычайно ярко, открывает для себя новые чувства и новое понимание счастья. На этом и основывается активная позиция борца с собственными недостатками и отрицательными качествами.
Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспитанием. Если же он осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то его следует продолжать другими методами воспитания и перевоспитания.
Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.