Метод «Взрыва».

Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщатель­но изучил психологию и особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его каче­ства, на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.

Большую роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных сил, участвующих во «взрыве», предварительное продумыва­ние его техники и тактики, чтобы исключить возможность срыва нервной системы.

Важно также максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспи­тательный процесс должен обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом поведения. Необхо­димо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу пове­дения.

Несоблюдение этого правила является наиболее распространенной ошибкой педагогов при осуществлении данного метода.

Разрушенный стереотип имеет тенден­цию вновь складываться, воссоздаваться в прежнем виде, если условия жизни и содержание деятельности остаются прежними.

В практике же нередко ограничи­ваются «проработкой» на педсовете, выговором, сниже­нием оценки по поведению, тогда как подобные действия способствуют только первой части метода «взрыва» — разрушению старого типа поведения.

Если вслед за этим подросток не вовлекается в деятельность, помогающую ему стать лучше, неизбежен возврат к прежнему образу жизни.

Есть еще требование к методу «взрыва» — его опти­мистическая сущность. Нельзя понимать под «взрывом» лишь нагнетание до предела отрицательных переживаний. А. С. Макаренко прямо указывал, что метод «взры­ва» он мог бы иначе назвать методом удивления. Суть его не в силе, не в интенсивности педагогических воз­действий, а в сочетании их с неожиданностью, необычностью, может быть даже романтичностью воспитательного процесса.

В одной из последних статей «О «взрыве» великий педагог А. С. Макаренко писал: «В эволюци­онном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения».

Метод «взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время начинает новый этап в формировании характера. Внут­ренний мир личности попадает в такую педагогически организованную среду в которой воспитываются неприме­нимыми отрицательные качества, а при каждой попытке проявить их воспитанник встречает решительный отпор со стороны окружающих.

В результате возникает недовольство собой, которое сохраняется до тех пор, пока подросток не избавится от отрицательных привычек и качеств. Удачи в деятельности, формирующие тягу к новому образу жизни, он переживает необычайно ярко, открывает для себя новые чувства и новое понимание счастья. На этом и основывается активная позиция борца с собственными недостатками и отрицательными ка­чествами.

Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспи­танием. Если же он осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то его следует про­должать другими методами воспитания и перевоспитания.

Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отри­цательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.

Перейти на страницу: 1 2 3