Переключение.

3. Помочь каждому подростку найти дело по душе, дать ему возможность проявить и развить свои силы и способности, умения и навыки в деятельности на общую пользу.

4. Насытить радостью, положительными эмоциями ту социально ценную деятельность, в которую включены воспитанники.

5. Осуществлять педагогический контроль, направ­лять внимание на то, чтобы при переключении не воспроизводились, не копировались прежние действия и поступки, иначе новая мотивация не сможет, укрепиться и неизбежными будут рецидивы негативного поведения.

6. Тактически разработать весь ход переключения с учетом педаго- гической обстановки, уровня развития детского и возможностей педагогического коллективов, воспитанности учащихся.

Рационально подкреплять метод переключения мето­дом убеждения (при лживости, озлобленности, жестоко­сти, черствости воспитанника). Методом приучения (при лени, недисциплинированности). «Реконструкции» характера (при озорстве, эгоистичности, самовлюблен­ности и т. д.).

В целом метод переключения, закрепляя положитель­ный фонд личности, эффективно действует в процессе перевоспитания при исправлении отрицательных обра­зований начального и среднего уровня. В зависимости от индивидуальности подростка переключение следует направлять на разные сферы деятельности и общения, хотя речь идет подчас об одном и том же проявлении отрицательного.

Творческий подход педагога нужен и при выборе приема переориентировки с отрицательного примера на положительный.

Замечено, что у трудных критерии положительного поведения часто не соответствуют общепринятым. И не­редко явно отрицательное кажется им правильным. Это происходит потому, что на подростков влияет не столько содержание примера, сколько его яркость, оригиналь­ность.

Не случайно многие из них подражают тем, кто бравирует своей независимостью взрослого. Важными мотивами следования отрицательному примеру является стремление выглядеть «не хуже других», а также чувство солидарности или, наоборот, соперничества (делать как все, чтобы не выглядеть «белой во­роной», сделать не так, как все, чтобы удивить свер­стников).

Надо отметить, что требования учителей и пропаган­да ими хорошего примера слабо действуют на трудных подростков. Следование хорошему и плохому примеру построено не только на подражании, но и на сопереживании, на базе общих увлечений и интересов.

При изучении причин негативного поведения под­ростков обнаружилось, что чаще всего плохому примеру следуют дети, которые или имеют определен­ные моральные и физические недостатки, или находятся в остром стрессовом состоянии.

Страх перед сильным товарищем побуждает следо­вать отрицательному примеру около 70 % опрошенных подростков, боязнь прослыть трусом — 24%, слабо­характерность, безволие — почти всех, нежелание ока­заться вне коллектива — 15—17%, необдуманная подражательность («как все, так и я») проявляется у 85 %. При этом действуют две-три причины, обусловливающие устойчивость следования отрицательному примеру.

Чаще всего плохому примеру товарища следуют школьники со слабой волей и низким общим развитием.

Чтобы нейтрализовать действие отрицательного при­мера на учащегося, необходимо:

· в учебно-воспитательном процессе постоянно форми­ровать критерии положительного и отрицательного в оценке поведения людей и самого школьника, анализи­ровать конкретные действия и поступки с позиций этих критериев (используя содержание своего учебного пред­мета, факты из школьной жизни);

· с помощью общественного мнения коллектива разъ­яснять ребятам, почему нельзя следовать примеру того или иного человека; противопоставлять отрицательному примеру положительный желательно из той же сферы жизни или человеческих отношений;

· обеспечить многообразие примеров достойного пове­дения (и взрослых, и сверстников), чтобы подростки могли удовлетворить свое стремление стать лучше, за­воевать авторитет у товарищей, ориентируясь по выбору на доступные им положительные образцы поведения;

Перейти на страницу: 1 2 3