Поощрение и наказание.
Эти же функции выполняет и поощрение. Поощрение и наказание помогает подростку понять, что хорошо, что плохо, что можно, они активизируют положительные действия и запрещают, ограничивают неправильные.
К числу мер поощрения при перевоспитании надо отнести не только такие общепринятые поощрения как благодарность, награждение похвальной грамотой, ценным подарком и т. п. Для ребенка, который не знает ласки в семье, лучшим поощрением может стать добрая улыбка, сердечное слово, радость за его успехи.
К числу педагогических требований к поощрениям в перевоспитании надо отнести следующие:
- Поощрение должно быть индивидуализированным.
- Поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, который пользуется авторитетом у данного подростка.
- Поощрять надо лишь те действия и поступки ученика, которые действительно требовали от него воли и трудолюбия.
- Недопустимо за одни и те же достижения поощрять трудного ребенка меньшими наградами, чем его сверстников.
- Поощрения должны помочь подростку понять свои положительные качества, поверить в себя, возбудить желание стать лучше.