Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация.
В данном параграфе мы предлагаем примерную классификацию существующих в настоящее время методов работы с МПКФ в старших классах. Традиционная классификация методов обучения по источнику информации (словесные, наглядные, практические), предложенная в дидактике Н.В. Верзилиной, Е.И. Перовским оказалась бессильна в столкновении с классификацией методов изучения музыки. Методы работы с музыкальными произведениями многофункциональны, разнонаправлены, а некоторые из них приближаются по количеству приемов к методикам.
Изучив метологическую литературу, мы выделили следующие методы изучения МПКФ в старших классах:
1. «метод размышления о музыке» (Д.Б. Кабалевский);
2. «проблемный метод» (Ю.Б. Алиев);
3. «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» (Д.Б. Кабалевский) или «метод перспективы и ретроспективы» (Э.Б. Абдуллин);
4. «метод музыкальных обобщений» (Э.Б. Абдуллин);
5. «метод создания художественного контекста» (Л. Горелова);
6. «метод эмоциональной драматургии» (Э.Б. Абдуллин);
7. «метод переинтонирования» (М. Красильникова);
8. «метод создания шедевров» (М. Красильникова);
9. «метод жизненных ассоциаций» (С. Португалов);
10. «метод наложения» (С. Португалов, Д. Депшкова);
11. «полифонический метод» (Д. Депшкова).
Обратившись к педагогической и психологической литературе, мы обнаружили ряд подходов к разработке критериев классификации:
технологический, т.е. отнесение метода к педагогическим технологиям, в частности, практикуемый в последнее время отход от объяснительно-иллюстрированной технологии в пользу развивающих, проблемных, личностно-ориентированных.
Второй критерий – психологический: значимость метода изучения МПКФ с точки зрения подростковой психологии. И здесь И.С. Кон подчеркивал два аспекта:
1. «искусство должно помочь школьнику реализовать свои растущие потребности хотя бы в воображении»;
2. учет «группового аффекта» – быть «как все». Следовательно, требуется выделить методы, способствующие развиваться и саморазвиваться любому старшекласснику, при этом параллельно с социально значимой группой.
С точки зрения методики музыкального воспитания мы выбирали еще один критерий: интонационная насыщенность, преобладающая над вербальной, т.е. постижение музыки на интонационно-стилевой основе, и соответствующий анализ.
Так мы выделили две группы методов. В первую группу вошли методы вербально насыщенные, фактически относящиеся к объяснительно-иллюстративной технологии обучения (и предполагающие объектность позиции школьников), способствующие решению образовательных воспитательных задач. К этой группе относятся: «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» (Д.Б. Кабалевский) или «метод перспективы и ретроспективы», «метод музыкальных обобщений», «метод эмоциональной драматургии», «метод создания художественного контекста», «метод жизненных ассоциаций», «метод наложения», «полифонический метод».
Во вторую группу вошли методы, близкие по количеству приемов к методике и имеющие следующие признаки: интонационная насыщенность, близость технологиям проблемного и развивающего обучения (предполагаемая субъектность позиции школьника), решение при помощи метода развивающих задач (и в первую очередь – музыкальное мышление). В эту группу вошли: «метод переинтонирования», «метод создания шедевров», «проблемный метод».