Физиологические основы методики спортивной тренировки женщин.
Проявление адаптации в спорте очень многообразно: тренировки с нагрузками самой различной направленности, с координационными сложностями и колоссальными нагрузками на психическую функцию спортсменок. В проблеме "Адаптация и спорт" есть еще много не изученных вопросов, касающихся разработки правильной системы тренировочного процесса. Сегодня возникает проблема поиска такой системы нагрузок в спорте, которая обеспечила бы поддержание достигнутого уровня адаптации и одновременно не вызвала бы преждевременного истощения органов адаптации. При этом ясно одно: параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию. Занимающихся и соразмеряться с естественным ходом развития их двигательной функции. Именно здесь и возникает проблема оптимизации тренировочного процесса как резерва сохранения здоровья спортсменок и повышения их спортивного мастерства.
Мы не задавались целью широко осветить эти вопросы, мы коснулись половых различий адаптационных возможностей человека. Нам хочется еще раз подчеркнуть известные в науке факты – женский организм, в отличие от мужского, имеет более совершенные приспособительные механизмы и, это положение необходимо учитывать при разработке многоступенчатой тренировочной программы. Поиск резервных возможностей организма и путей его адаптации к все усложняющимся условиям тренировки требует глубоких научных исследований в этом направлении.
В дальнейшем на наш взгляд, усилия специалистов должны быть направлены, помимо изучения и обобщения методики тренировки высококвалифицированных спортсменов, анализ средств и методов совершенствования отдельных элементов технической, тактической, физической и психологической подготовки, на изучение факторов питания. Рациональное питание в настоящее время рассматривается как универсальная форма связи организма с внешней средой.
Если два десятилетия назад вопрос о подготовке спортсменок высокой квалификации сводился в основном к планированию тренировочного процесса и реализации плана без конкретного учета МЦ становление МФ, то теперь необходимы знания основных характеристик и свойств организма конкретно спортсменки, закономерностей взаимосвязи объема управления с применяемыми средствами и методами воздействия, сущности и содержания педагогического управления. Данные литературы показали, что до настоящего времени в практической работе тренеров не учитывается целый ряд биологических особенностей женщин-спортсменок. Это свидетельствует о недоработках учебных программ для институтов физической культуры, о недостаточном изучении биологических особенностей женского организма в учебных заведениях, готовящих специалистов соответствующего профиля. В то же время творческий контакт тренера со спортсменом может стать резервом повышения спортивного мастерства.
Многие исследователи утверждают, что большие физические и психологические нагрузи перед и во время становления МФ вызывают задержку полового развития. Поэтому необходимо чрезвычайно осторожно подходить к дозированию нагрузок для спортсменок в период полового созревания и учитывать эти обстоятельства при отборе кандидатов в сборные команды.
Материалы экспериментальных исследований, проводимых в области спорта, в значительной мере способствуют решению педагогической проблемы управления процессом спортивной тренировки, помогают найти оптимальное применение физических нагрузок, улучшить качество учебно-тренировочного процесса, сократить спортивное долголетие и здоровье спортсменок. Одним из интересных и актуальных вопросов этой проблемы является построение программы тренировочных занятий, недельных микроциклов и мезоциклов на базе МЦ. Основой для подобного решения вопроса получили работы по изучению влияния физических нагрузок на МЦ спортсменок, а следовательно, и на функцию женских гонад, по изучению работоспособности спортсменок в разные фазы менструального цикла, а также исследования по влиянию продолжительности МЦ на работоспособность спортсменок, учет по деятельности МЦ при построении тренировочного процесса.
Исследователи в области спорта и тренеры отмечают отрицательные влияния предменструальной и менструальной фаз цикла на физическую, тактическую и техническую подготовку спортсменок. В это время ухудшается также психическое состояние спортсменок. Что приводит к снижению контроля над своими эмоциями, ухудшению взаимопонимания с партнерами, тренером, судьями.
В тоже время большинство тренеров не учитывают фаз менструального цикла при подготовке спортсменок к соревнованиям. В связи с этим многие спортсменки выступают в соревнованиях на фоне сниженных физических возможностей, а зачастую и плохого общего самочувствия. Вполне естественно, что спортивные результаты их очень низкие. Эти данные еще раз говорят о нецелесообразности участия в соревнованиях спортсменок в фазе с пониженной работоспособностью.