Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника к информатике"
Цель: выявить и теоретически обосновать условия возбуждения интереса ученика к информатике в школе.
Задачи:
Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу, опыт учебных заведений по решению данной проблемы.
определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.
разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с помощью "ТРИЗ"
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет успешным, если:
ü поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества атмосферу;
ü избегать неодобрительной оценки творческих попыток;
ü поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;
ü формировать изобретательскую деятельность учеников;
ü формировать потребность в изобретательской деятельности.
Программа содержит только теоретическую часть.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации творчества - метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего получаются необычные сочетания. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских задач. В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект изменяется, но не сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входил объект.
При разработке методов и приемов решения изобретательских задач проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений, что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для обучения.
Некоторые приемы устранения технических противоречий:
Ä принцип дробления объекта на части;
Ä принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от портфеля одновременно служит эспандером);
Ä принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);
Ä принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);
Ä принцип замены электронной системы на механическую, акустическую, оптическую или другую.
Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения стандартных операций, а в воспитании творческих личностей.