Дидактические игры – как средство обучения
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс « .разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы .»[2].
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:
Название игры |
Дидактическая задача |
Ход игры |
«Угадай, что где растет» |
Уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память. |
Дети стоят в кругу. Учитель (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение. |
«Когда это бывает?» |
Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе. Развивать умение детей классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления. |
Учитель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (желтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года. |
При использовании дидактической игры учитель должен следовать определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», - требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему Зима – лето». Правильно распределяя картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, учитель должен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.