Уголок живой природы
Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).
Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.
Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.
В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки.
Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.
В краеведческом уголке должны быть стенды и другие материалы, характеризующие объекты природы своей местности, охраняемые растения и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.
Уголок живой природы для младших классов вспомогательной школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.