Проблемный урок по теме «Гидролиз солей».
Цели урока:
Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества н а электролиты и не электролиты, определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды.
Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества.
Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.
Тип урока:
По дидактической цели
– формирование новых знаний.
По способу организации
– проблемный.
Методы обучения:
Основной – проблемный.
Частные методы и методические приемы:
- преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием демонстрационного эксперимента.
- Учения; эвристическая беседа, лабораторные опыты.
Средства наглядности: таблица растворимости.
Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида аммония, ацетата аммония.
Литература:
1. Программа по химии для средней школы. М. Из-во «Дрофа». 1999. с.34
2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-20
3. Н.С. Ахметов. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М. Просвещение. 1991.с.176-180
Межпредметные связи:
Физика – заряд ионов.
Биология – процесс гидролиза в организме человека; использование гидролиза при внесении удобрений в почву.
Внутрипредметные связи:
Теория строения вещества, теория электролитической диссоциации, свойства кислот и оснований, их действие на индикаторы, понятия электролит, не электролит.
Структурные элементы урока:
1.
Восстановление опорных знаний.
Деятельность учителя (время 5 минут) Фронтальная беседа: 1. Дайте определение электролитической диссоциации. |
Деятельность ученика Ученик А. Электролитической диссоциацией называется распад электролита на ионы при растворении в воде или рас плавлении. |
2. Какие вещества называются электролитами? 3. Дайте определение не электролитам. |
Ученик Б. Электролиты – вещества, обладающие ионной проводимостью. Не электролиты – это вещества, не обладающие ионной проводимостью. |
4. Приведите примеры: - Электролитов - Не элекролитов |
Ученик В. - соли: NaCl; K2SO4; Al(NaO3)3 и т.д. кислоты: НСl; H2SO4; HNO3; HJ. щелочи: NaOH; LiOH; Ba(OH)2 - органические вещества, концентрированные NH4OH, уксусная кислота (ледяная), кристаллические соли, сахар кристаллический и раствор сахара и т.д. |
5. Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца. |
Ученик Г. Реакции между электролитами идут до конца если: 1. Выпадает осадок. 2. Выделяется газ. 3. Образуются молекулы воды или какого либо другого слабого электролита. |