Эксперимент по коллоидным системам.
Таким образом, теоретические данные совпали с экспериментальными, что делает гипотезу достоверной.
Проверку проводили следующим образом: по реакции обмена готовили гидроксид меди (II) и вносили литий:
CuSO4 + 2LiOH ® Cu(OH)2¯ + Li2SO4
и вновь подтверждали, что теплоты реакции взаимодействия лития с водой достаточно для разложения гидроксида меди (II) на оксид и воду.
Опыты по взаимодействию лития с солями железа (III), никеля, алюминия, магния показали, что в данном случае образуются только гидроксиды, т.к. выделяемой при взаимодействии лития с водой теплоты в данном случае недостаточно для разложения гидроксидов Fe(OH)3, Ni(OH)2, Mg(OH)2 .
Использование проблемного эксперимента способствует развитию мышления школьников, повышает их творческий потенциал и активность, а также отвечает принципам развивающего обучения.
Проблемный эксперимент позволяет преодолеть односторонность, формирует более точный, многогранный взгляд на изучаемое явление, способствует установлению взаимосвязи между ними с позиции теории и окислительно-восстановительных процессов. Обучение может быть усиленным тогда, когда деятельность учителя сопровождается активной и творческой деятельностью учащихся. Условие для развития творческих способностей учащихся создается только тогда, когда проблемные ситуации образуют определенную систему.
Учащиеся, получив неожиданные экспериментальные данные, включают их в систему своих представлений по данному вопросу, объясняют опыты, устанавливают новые связи с уже известными фактами и, обогащаясь новыми экспериментальными и теоретическими сведениями приходят к пониманию более глубоких и сложных закономерностей.
Следующий опыт касался взаимодействия кальция с растворами хлорида меди (II), хлорида железа (III).
В штатив поместили пробирки с растворами хлорида меди (II) и хлорида железа (III) и вносим в каждую тщательно зачищенные кусочки кальция. В первом случае наблюдаем бурное протекание реакции с образованием газа и нерастворимых веществ различной окраски. Если поджечь газ, он горит, следовательно это водород. Внешний вид нерастворимых веществ указывает, что образуется смесь различных осадков: в начале синего цвета, с течением времени окраска меняется на беловато-голубой.
Во втором случае также наблюдается выделение водорода и образование осадков: бурого и светло-желтого цвета. Данный опыт противоречит результатам полученных по взаимодействию лития с сульфатом меди. Требуется поиск для объяснения результатов эксперимента. Выдвигается гипотеза: очевидно, кальций реагируя с водой, находящейся в растворе солей, образует основание, вступающее в обменную реакцию с растворами солей и в осадок выпадают соответствующие гидроксиды:
- по первому опыту:
Ca + 2H2O ® Ca(OH)2 + H2
Ca(OH)2 + CuCl2 ® Cu(OH)2¯ + CaCl2
или:
Ca + 2H2O + CuCl2 ® Cu(OH)2¯ + H2 + CaCl2
- по второму опыту:
Ca + 2H2O ® Ca(OH)2 + H2
3Ca(OH)2 + 2FeCl3 ® 2Fe(OH)3¯ + 3CaCl2
или:
3Ca + 6H2O + 2FeCl3 ® 2Fe(OH)3¯ + 3H2 + 3CaCl2
После составления суммарных уравнений реакций обращаем внимание на то, что продуктами взаимодействия являются и малорастворимый гидроксид кальция и различные основные соли.
На вопрос почему в данном случае не образуется осадок черного цвета оксида меди (II), последовал логичный ответ, что при гидратации кальция теплоты выделяется меньше, чем при гидратации лития, а ее недостаточно для разложения Cu(OH)2 .
Данный демонстрационный эксперимент с использованием проблемного подхода, по реакции лития и кальция с солями, является убедительным и доказательным: действительно щелочные и щелочноземельные металлы не вытесняют менее активные металлы из растворов солей, а протекают более сложные процессы, в которых участвуют как молекулы воды, так и частицы соли.
Для проведения диализа коллоидных систем был избран оригинальный диализатор – природный образец (куриная скорлупа).
Для проведения эксперимента были использованы следующие системы:
Система 1: раствор белка – сульфат аммония,
Система 2: раствор белка – сульфат натрия,
Система 3: раствор белка – хлорид натрия.
Наполовину разбавленный раствор белка вносили в яичную скорлупу, приливали насыщенный раствор соли и помещали подготовленные системы (1, 2, 3) в стакан с дистиллированной водой. Через определенные промежутки времени ( 1 час, 2часа и т.д.) брали пробу из стаканов и приливали растворы BaCl2