Введение.
Актуальность.
Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. В свою очередь, развитие этой идеи в общественном сознании неизбежно предполагает процесс реформ и инновационных изменений в системе образования, направленных на возрождение исторически сложившихся национально-отличительных форм образования.
В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Выдающиеся отечественные мыслители этого периода (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Анализируя развитие педагогической мысли России, М.И. Демков отмечал, что никогда не было времени, чтобы педагогика работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы. Однако целостное раскрытие сущности данного понятия в этот период практические отсутствует, хотя отдельные аспекты рассмотрения образовательного идеала встречаются в работах М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского и др. В результате проблема образовательного идеала была поставлена в русской педагогике, но в качестве специального предмета исследования не выделялась. Именно поэтому современное изучение проблемы национального идеала в образовании необходимо начинать с обращения к процессу становления и развития данного понятия в педагогической науке и практике России XIX века, т.к. именно в этот период формировались и основные категории педагогической науки, в том числе и изучаемое понятие.
Значимость данной проблемы обусловлена также и тем, что в начале XXI века в педагогической науке происходит коренное переосмысление, поиск новых смыслов знаниево-просветительской образовательной парадигмы с позиций идей гуманистической педагогики.
Ретроспективный анализ развития идей российской общественно-педагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики XIX века показывает, что процесс становления национальной образовательной системы осуществлялся на основе поиска национального образовательного идеала, в котором отражались прогрессивные идеи в воспитании и образовании нового человека.
Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Национальный идеал в образовании России
XIX
века».
Объект исследования -
развитие системы образования России XIX века.
Предмет исследования -
формирование национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России XIX века.
Цель исследования -
выявить особенности становления национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России XIX века.
Задачи исследования:
- обосновать методологические позиции исследования проблемы национального образовательного идеала;
- выявить сущностные характеристики понятия национального образовательного идеала в философско-педагогической мысли России XIX века;
- показать роль национального образовательного идеала в становлении и развитии образовательной системы России XIX века.
Методы исследования:
изучение теоретической литературы, анализ, синтез, изучение школьной документации, обобщение передового педагогического опыта, справочные пособия, информационно-ознакомительная литература, авторские исследования определенных вопросов образования с элементами художественного описания положения в системе образования.