Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы.
Традиционно противопоставляя русскую педагогику европейской, В.В. Розанов отмечает, что «по крайней мере от древнего грека и до современного нам англичанина, француза, немца - каждый именно в ту пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в истинном национальном духе, - и может быть, это же воспитание дает основательность и яркость последующим блужданиям духа, если им и случается переступить за национальные рамки. Что же русские школы? Они переделывают структуру русской души на манер иностранных, уча патриотизму на примере римских патриотов, чести на образцах французского рыцарства, семейной домовитости на рассказ о германцах и швейцарцах». Поэтому необходимо реформировать школьную систему. Отсюда автор делает вывод главенствующей роли в системе образования церкви, а в содержании образовательного процесса - проповеди православия.
Таковы были теоретические позиции, на основе которых в начале XIX века была предпринята попытка реформирования национальной образовательной системы России. Проведенный анализ становления образовательной системы в России позволяет выделить одну из тенденций ее развития. Система образования как социальный институт государства и общества требует постоянных преобразований, реформирования. В анализируемый период доминировала стратегия реформирования «сверху», от государства, которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму.