§ 2 Описание методики списывания, предложенной М.С. Соловейчик
Обратимся непосредственно к предмету нашего исследования: охарактеризуем методику списывания, которую разработали М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко. Напомним, что в основе этой методики лежит определенный алгоритм действий, составленный по результатам исследований психологов П.С. Жедек и Р.В. Репкиной. Методики обучения списыванию харьковских методистов и психологов П.С. Жедек, В.В. Репкина и московских методистов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко принципиально не различаются. В их основе лежит фонематический принцип обучения орфографии, позволивший уже в период обучения грамоте познакомить первоклассников с понятием «орфограмма» Алгоритм списывания в начале обучения детально развертывается. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. «Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома».
В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается радом с доской. Кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании.
Сразу же заметим, что если учитель не использовал в своей работе термин «орфограмма», он заменяет его оборотами, понятными детям, например, «трудные для написания места», «опасные или ошибкоопасные места и т.п.». Так же обратим внимание на то, что в предложенной памятке указано не только то, что
надо делать, но и зачем
. Это исключает формальное выполнение операций данного алгоритма. (Многие дети, пользующиеся традиционными памятками для списывания, не понимают, зачем нужно выполнять столько операций, если можно просто переписать в тетрадь).
Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы. Понятно, что в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «орфограмма», а так же чем последовательнее и полнее выполняется действие выделения орфограмм, тем более орфографически зоркими станут школьники.
Сравним каждую из операций, входящих в действие списывания, предложенного П.С. Жедек и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко:
Памятка Жедек П.С.: |
Памятка М.С. Соловейчик и Н.С.Кузьменко: |
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. |
1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. |
2. Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. |
2. Отметь опасные места. |
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. |
3. Прочитай вслух так, как написано. |
4. Прочитай предложение так, как оно написано. |
4. Не глядя на запись, так же повтори. |
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как проговаривал последние два раза. |
5. Пиши, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. |
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал себе последние два раза. |
6. Проверь: Ø читай по слогам и слушай себя - все ли звуки обозначены; Ø сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы. |
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. |