Осуществление формирующего эксперимента по преодолению неуспеваемости.

С педагогической точки зрения очень важно, что ученик ре­шает задачи по собственной инициативе, сам преодолевает труд­ности. Не все учащиеся одинаково успешно справляются с труд­ностями, многие нуждаются в помощи, но это уже другой вопрос. Существенно то, что изменяется отношение к трудностям творче­ской деятельности: ученик начинает верить в возможность их преодоления.

Четвертое задание состоит в том, что ученик должен сам при­думать головоломку для своих товарищей. Это задание, так же как и предыдущее, дает учащемуся возможность приобрести некоторый опыт творческой деятельности, заинтересоваться ма­териалом учебного предмета. Надо иметь в виду, что одни учени­ки могут лишь перефразировать или пере компоновать условие какой-либо найденной головоломки, изменить числовое выраже­ние занимательной задачки, другие же способны сами придумать занимательное задание. Прежде чем выступать перед клас­сом, ученик должен показать свой материал учителю; само собой разумеется, что самостоятельность и творческий подход должны заслужить одобрение.

Пятое задание — чтение отрывка из научно-популярной кни­ги с последующим сообщением в классе о том, что нового и инте­ресного содержалось в этом отрывке. Это задание следует повто­рить несколько раз, чтобы у ученика появилась привычка читать дополнительную литературу (оно нацелено на то, чтобы возбу­дить познавательный интерес, стремление расширить свои зна­ния).

В VII—VIII классах необязательно все ответы учащихся по индивидуальным заданиям прослушивать в классе. Иногда до­статочно того, чтобы ученик отчитался только перед учителем.

Выполнение учащимися индивидуальных задании оказывает положительное влияние на их учебную работу. По мере выпол­нения серии индивидуальных заданий активность на уроках ста­билизируется.

Положительное отношение ученика к работе появлялось обычно после выполнения трех заданий, т. е. по истечении 3— 4 недель индивидуальной работы учителя с данным учеником. Приведем некоторые примеры из нашей опытной работы.

Виталий А. (V класс, работа проводилась учительницей математики Н. А. Соколовой). В процессе наблюдения у Виталия А. были обнаружены признаки отставания в опыте творческой деятельности и в развитии познава­тельных отношений. Даже на самых интересных уроках Виталий оставался со­вершенно равнодушным. Известную роль в изменении его настроения сыграло то, что, когда он назвал понравившиеся ему задачи, один из сильных учеников поддержал его, сказав, что ему тоже они нравятся.

Второе задание (через месяц) Виталий А. тоже выполнил, но объяснить его не сумел: суть решенной им головоломки он при ответе не раскрыл. Учи­тельница похвалила его, сказав: «Это интересные задачки, и Виталий их решил, но не сумел объяснить».

После выполнения Виталием третьего задания он заметно изменил свое от­ношение к учению. Это проявилось, в частности, во время самостоятельной ра­боты с выбором заданий. Он выполнил вариант средней трудности и затем приступил к работе по варианту высшей трудности. В дальнейшем Виталий становился на уроках математики все активнее и старательнее: обращался к учительнице с вопросами по существу изучаемого, брался за трудные задачи. Повысилась его заинтересованность и на других уроках.

Учителя, проводившие индивидуальную работу с учащимися, были удовлетворены ее результатами; они видели, как повыша­лась ответственность учащихся за порученное дело, как пробуж­далось у них чувство признательности к учителю. Опытная ра­бота позволила и учителям оценить возможности учащихся, най­ти резервы в повышении эффективности уроков.

Перейти на страницу: 1 2