§ 2. Содержание и организация опытной работы
; затем проводится наблюдение, какими буквами обозначен безударный и гласный звук [а].
Например:
- Какой безударный гласный в слове сосна? [а]. А в слове насос? [а]
- Что вы можете сказать об этом звуке? (Гласный, безударный, есть и в первом и во втором слове).
- А какой буквой обозначен звук [а] в слове насос
? Откройте «Азбуку» на стр. 48 и посмотрите. А в слове сосна
?
- Что вы можете сказать о звуке [а] в этих словах? (Обозначается разными буквами).
- Какой вывод мы с вами можем сделать? (Безударному гласному звуку доверять нельзя!).
-
-
- Звук один, а на письменную работу за себя посылает две буквы: то А
, то О,
а .значит, доверять такому звуку нельзя. Если слышишь безударный звук [а], то нельзя сразу писать букву, т.к. есть выбор букв. И в данном случае звук [а] – это «опасное место»…
Знакомство с признаком орфограмм для парных по глухости-звонкости согласных велось по той же схеме. Что касается случая о правописании сочетаний ЖИ-ШИ
, то он рассматривался отдельно («Азбука», стр. 112-113).
Например:
- Ребята, я кидаю вам слово «машина». Сколько звуков в этом слове? (шесть).
- Давайте поселим эти звуки в домик.
- Какой четвертый звук в этом слове? (Звук [ы] – гласный ударный, а значит ему можно доверять и сразу обозначить буквой).
- А какой же буквой мы обозначим с вами звук [ы]? (Одни дети считают, что буквой Ы
, а другие (читающие) буквой И
).
- Кто же прав? Давайте откроем «Азбуку» и проверим.
- Какой же вывод мы с вами можем сделать? (Ударному гласному не всегда можно доверять).
- А как вы думаете, в каких случаях доверять гласному звуку нельзя?
- Какой звук стоит перед звуком [ы] в этом слове? Значит словосочетанию ШИ
доверять нельзя. Отметим это опасное место в нашей таблице «Внимание! Опасность!»
и запомним, что ШИ
всегда пишется с буквой И
:
Аналогично проводится работа по знакомству с сочетанием ЖИ
, вывод также фиксируется в таблице.
Таким образом, все, полученные совместно с учащимися выводы, фиксировались в таблице «Внимание! Опасность!»
(см. Приложение ).
2 этап. Организация обучения списыванию.
Данный этап состоял из двух частей: знакомство с памяткой и тренировка в ее использовании.
Знакомство с памяткой начиналось с беседы:
- … Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на ней?
В лесу высокие сосны и ели. Они росли сто лет.
- Вы хотите быть грамотными, образованными людьми? (Да).
- Чтобы научиться писать без ошибок, надо научиться многому, и прежде всего списывать. Незнайка говорит, что это делать легко, и вот как он списывал эти предложения:
Влесувысокиесосныиели. Онирослистолет.
- О каких опасных местах он не вспомнил?
- Так как же надо действовать, чтобы списать без ошибок?
- Что нужно сделать сначала? (Прочитать и понять о чем идет речь).
- А запомнить надо? (Да).
- Значит каким будет первое действие при списывании? (Прочитать и повторить).
- А зачем нужно прочитывать? (Чтобы понять).
- А повторять? (Чтобы запомнить).
- Хорошо. Как нам изобразить первое действие, которое нужно выполнять, списывая предложение? (Дети высказывают разное мнение, среди них высказывается и мнение учителя и действие фиксируется в виде схемы, обозначающей его):
-
-
-
-
-
-
- Теперь попробуем выполнить это действие. Прочитайте запись на доске. Как будем списывать, сразу два предложения? (Нет, надо по одному предложению списывать).
- Прочтите первое предложение. О чем в нем говорится? Кто-нибудь сумел запомнить предложение целиком? … повтори его, не глядя на доску.
- Что нужно сделать дальше? О чем забыл Незнайка? (Об опасных местах, подстерегающих нас).
- Так давайте отметим опасные места, чтобы не забыть о них и не допустить ошибок. (Так вводится второе действие, которое обозначается в виде открытой ученической тетради, в которой видны обозначения орфограмм (точки и подчеркивания).
-
-
-
-
Работа проводится коллективно:
В лесу высокие сосны и ели.
Третье действие предлагается учителем:
- Ребята, прочтите предложение так, как написано. (Заметим, что к этому моменту уже умеют читать, как написано и как говорим).
- А зачем мы это делаем? (Чтобы не допустить ошибок).