Новые формы изучения иностранного языка

В деловой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков.

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий.

3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления

4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей между участниками игры;

5. описание структуры и сценария игры;

6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей игры;

8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности. Исходя из особенностей и целей обучения иностранному языку в профильно-ориентированных классах на старшем этапе задается место и роль деловой игры в системе обучения.

Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:

- формирование у будущих специалистов представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

- развитие профессионального теоретического и практического мышления;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. [ ]

Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прошить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии.

Выделяют восемь основных качеств, которые формируются при деловой игре:

1. Умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.

2. Умение проявлять качества лидера.

3. Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.

4. Умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее.

5. Умение принимать решения в неопределенных ситуациях.

6. Умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, оперативно принимать организационные решения.

7. Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.

8. Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Таким образом, деловая игра формирует у учащихся профессионально важные умения и навыки, активизирует творческие особенности личности и способна выступить средством подготовки не отдельных специалистов, а коллективов или групп, которые, получив необходимые знания, в дальнейшем, легко освоют профессии, связанные с экономическим или управленческим механизмом.

В игре преподаватель может занимать 4 позиции:

- быть центром игры;

– ее руководителем и режиссером;

- выполнять функции одного из играющих;

- быть наблюдателем за ходом и действиями исполнителей ролей.

В случае необходимости руководитель может приостановить игру и назначить обсуждения конкретного ее этапа. Успех или неуспех игры оценивается исключительно по конечным результатам – по тому, насколько эффективно, быстро и правильно участники игры решают поставленные задачи средствами иностранного языка.

В практике составления деловой игры нет общепризнанного подходы к ее структуре. Разработчики исходят из своего экспериментального опыта и здравого смысла, конструируя ту или иную игру. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные компоненты деловой игры:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной и игровой моделей;

- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;

Перейти на страницу: 1 2 3