§ 3. Анализ полученных результатов.

Опытное обучение проводилось в 1«А» классе (1-4) в 2001-2002 учебном году. Для подтверждения гипотезы исследования: использование методики списывания, предложенной авторами учебника «К тайнам нашего языка», обеспечивает более высокий уровень грамотности первоклассников – в экспериментальном 1«А» классе в конце периода обучения грамоте была проведена срезовая работа, цель которой заключалась в выявлении уровня сформированности у учащихся умения безошибочно списывать. Для этого первоклассникам предлагалось списывать с доски готовый текст, не содержащий пропуска орфограмм. В работе приняло участие 22 человека (полученные результаты см. в таблице № 5).

Таблица № 5

Количество учащихся

Не допустивших ошибок

Допустивших

1-2 ошибки

Более 3-х ошибок

16 чел. – 73%

4 чел. – 18%

2 чел. – 9%

Как видно из таблицы, 16 учащихся успешно справились с работой, что составило 73% от всех участников эксперимента. И этот процент достаточно велик. Если же проанализировать ошибки, допущенные детьми, то в основном они связаны с пунктуацией.

Как показал анализ результатов детских работ, в целом процент успешности выполнения задания в экспериментальном 1«А» классе оказался высоким, и это значит, что используемая методика списывания обеспечивает высокий уровень грамотности, что наглядно позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. В качестве доказательства сравним полученные результаты с результатами того же списывания, но проведенного в параллельном 1 классе «Б», работающем по традиционной методике (результаты см. в таблице № 6)

Таблица № 6

Количество учащихся

1«А»-22 чел. (эксп. кл.)

1«Б»-21 чел.(контр.кл.)

не допустивших ошибок

16 чел. – 73%

5 чел – 23%

допустивших:

1-2 ошибки

4 чел. – 18%

7 чел – 33%

Более 3 ошибок

2 чел. – 9%

9 чел. – 43%

Как видно из приведенной выше таблицы уровень грамотности учащихся 1«Б» класса, где учитель работает по традиционной методике, ниже, по сравнению с экспериментальным классом, что также служит доказательством подтверждения проведенного нами исследования.

Для большего доказательства эффективности использования методики списывания, основанной на фонематическом принципе, во 2-ом «Б» классе, где уровень грамотности учащихся на начало учебного года оказался также достаточно низким, была проведена подобная работа, что и в 1 классе «А», т.е. экспериментальное обучение, но не нами, а другим учителем, но под нашим руководством (см. таблица № 7).

Таблица № 7

Количество учащихся

до начала обучения

в конце обучения

не допустивших ошибок

4 чел. – 18%

14 чел. – 47%

допустивших:

1-2 ошибки

8 чел. – 27%

9 чел. – 30%

3-4 ошибки

12 чел. – 40%

5 чел. – 17%

Более 4 ошибок

6 чел. – 20

2 чел. – 7%

Перейти на страницу: 1 2