§ 3. Анализ полученных результатов.
Опытное обучение проводилось в 1«А» классе (1-4) в 2001-2002 учебном году. Для подтверждения гипотезы исследования: использование методики списывания, предложенной авторами учебника «К тайнам нашего языка», обеспечивает более высокий уровень грамотности первоклассников – в экспериментальном 1«А» классе в конце периода обучения грамоте была проведена срезовая работа, цель которой заключалась в выявлении уровня сформированности у учащихся умения безошибочно списывать. Для этого первоклассникам предлагалось списывать с доски готовый текст, не содержащий пропуска орфограмм. В работе приняло участие 22 человека (полученные результаты см. в таблице № 5).
Таблица № 5
Количество учащихся | ||
Не допустивших ошибок |
Допустивших | |
1-2 ошибки |
Более 3-х ошибок | |
16 чел. – 73% |
4 чел. – 18% |
2 чел. – 9% |
Как видно из таблицы, 16 учащихся успешно справились с работой, что составило 73% от всех участников эксперимента. И этот процент достаточно велик. Если же проанализировать ошибки, допущенные детьми, то в основном они связаны с пунктуацией.
Как показал анализ результатов детских работ, в целом процент успешности выполнения задания в экспериментальном 1«А» классе оказался высоким, и это значит, что используемая методика списывания обеспечивает высокий уровень грамотности, что наглядно позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. В качестве доказательства сравним полученные результаты с результатами того же списывания, но проведенного в параллельном 1 классе «Б», работающем по традиционной методике (результаты см. в таблице № 6)
Таблица № 6
Количество учащихся |
1«А»-22 чел. (эксп. кл.) |
1«Б»-21 чел.(контр.кл.) |
не допустивших ошибок |
16 чел. – 73% |
5 чел – 23% |
допустивших: 1-2 ошибки |
4 чел. – 18% |
7 чел – 33% |
Более 3 ошибок |
2 чел. – 9% |
9 чел. – 43% |
Как видно из приведенной выше таблицы уровень грамотности учащихся 1«Б» класса, где учитель работает по традиционной методике, ниже, по сравнению с экспериментальным классом, что также служит доказательством подтверждения проведенного нами исследования.
Для большего доказательства эффективности использования методики списывания, основанной на фонематическом принципе, во 2-ом «Б» классе, где уровень грамотности учащихся на начало учебного года оказался также достаточно низким, была проведена подобная работа, что и в 1 классе «А», т.е. экспериментальное обучение, но не нами, а другим учителем, но под нашим руководством (см. таблица № 7).
Таблица № 7
Количество учащихся |
до начала обучения |
в конце обучения |
не допустивших ошибок |
4 чел. – 18% |
14 чел. – 47% |
допустивших: 1-2 ошибки |
8 чел. – 27% |
9 чел. – 30% |
3-4 ошибки |
12 чел. – 40% |
5 чел. – 17% |
Более 4 ошибок |
6 чел. – 20 |
2 чел. – 7% |