Самосовершенствование и самовоспитание
Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ребенок со способами самопознания и регулирования своего поведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого.
В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:
• «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;
• наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности;
• беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание;
• анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;
• экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий получить определенную информацию от значительного числа людей за короткое время;
• хронометраж времени, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как учащиеся проводят свой день, но и данные о наличии (или отсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д. Одновременно хронометраж времени выступает и стимулом самовоспитания;
• обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагогами, родителями, товарищами;
• педагогический консилиум — совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.» [14
c. 76-77]
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенст
вование школьников.
Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях младшие подростки прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления волн, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования.»[9. c. 169]
Нравственное воспитание младших подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.