Введение

В 20-е годы XX в. термин «педагогиче­ская технология» используется в работах по педологии, основанных на трудах по реф­лексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», ко­торая в Педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокуп­ность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической тех­нологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным обо­рудованием, использовать наглядные по­собия.

В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифици­ровался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсужде­нию в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной об­ласти в различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).

Сторонники первого утверждали необхо­димость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность ор­ганизации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «техни­ческие средства в обучении», второе воз­никшее чуть позже, как «технология обу­чения» или «технология учебного процес­са».

К началу 70-х гг. была осознана необ­ходимость модернизации различных ви­дов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого условия, без которого «не работали» прогрес­сивные методики и формы обучения, а следовательно, и не могли быть достигну­ты соответствующие качество и эффектив­ность обучения. Подчеркнем особо, что к середине 60-х и началу 70-х гг. в высоко­развитых капиталистических странах – США, Англии, Испании, Японии – уже издавались журналы по вопросам педаго­гической технологии, а в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (напри­мер, национальные советы по педагоги­ческой технологии в Великобритании и США).

В 1965 г. в АПН СССР был организо­ван НИИ школьного оборудования и технических средств обучения (понятие «технология» в это время не было приня­то по идеологическим соображениям), а в 1973 г. в Венгрии – Государственный центр технологии обучения. В соглаше­нии, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была опре­делена основная задача этого центра – изготовление новых современных матери­алов по технологии обучения и создание системы подготовки специалистов, разви­тие необходимых научных исследований.

Таким образом, к концу 70-х – нача­лу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьюте­ризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управле­ния учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии; применение системного знания для решения практи­ческих задача и использование в учебном процессе технических устройств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6