Практические рекомендации по работе над созданием образовательной программы.
1. Характеристика свойств:
§ актуальность цели;
§ убедительное обоснование;
§ легкость и гибкость внедрения;
§ теоретическое и методическое обеспечение;
§ профессиональная грамотность и практический опыт;
§ единство объекта и субъекта, процедур и операций.
2. Признаки:
§ разграничение;
§ разделение;
§ расчленение процессов на поэтапность;
§ координация этапов процесса;
§ однозначность выполнения процедур;
3. Содержательность:
§ обоснованность степени сложности;
§ наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
§ каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.
Для подготовки программы директор и администрация школы должны создать рабочую группу из наиболее компетентных и опытных преподавателей. Желательно пригласить в состав рабочей группы преподавателей вузов, ученных, с помощью которых программу можно адаптировать под требование вузов, предъявляемых абитуриентам. Тем самым можно сократить ту пропасть, которая возникла сегодня между предоставляемыми образовательными услугами средней школы и требованиями высшей школы.
Наиболее оптимальным вариантом является деление рабочей группы на подгруппы, каждой из которых поручается определённая часть программы. Далее они объединяются в первоначальный проект и дорабатываются уже совместно, причём необходимо учитывать все замечания и предложения, высказываемые в процессе обсуждения.
Обсуждение проекта программы необходимо провести на педагогическом совете, чтобы каждый педагог мог высказать свои соображения по ней, так как реализаторами программы является весь педагогический коллектив. Это может послужить повышению мотивации преподавателей, её будущих исполнителей.
Откорректированную программу необходимо утвердить на расширенном заседании педсовета (желательно приглашение представителей родительского комитета, учредителей, членов ученического самоуправления и т. д.), получить рецензии от компетентных лиц (директоров школ, представителей окружного комитета образования и т. д.) и направить на рецензирование (заключительную экспертизу). Экспертами могут являться учёные, преподаватели вузов, специалисты в области образования – компетентные и объективные специалисты.
Реализация возможностей даже самой идеальной образовательной программы будет невозможной без создания организационной структуры и механизма управления. Для управления реализацией программы можно, и очень часто используется, действующая в школе структура управления (линейно-функциональная). Этот вариант является недостаточно удачным, так как наряду с выполнением функций по обеспечению учебно-воспитательного процесса устанавливаются задания, связанные с реализацией программы развития. Данные структуры работают в стабильных условиях с отлаженными горизонтальными связями, когда нет проблем с их координацией, но в нестабильных условиях, при решении нестандартных задач вся тяжесть выполнения функций координации ложиться на руководителя. Более приемлемым вариантом является создание специальной (целевой) структуры, действующей параллельно с функционально-линейной, но имеющий временный характер.
Для успешной реализации программы руководители всех уровней целевой структуры должны четко определить, какие результаты, и к какому сроку необходимо выполнить участникам реализации программы, взяв это не под одноразовый, а под постоянный контроль.
Ход работы по реализации программы контролируется с помощью периодических заседаний ответственных исполнителей, целевых руководителей и рабочих групп.